Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченный орган: Государственный комитет РБ по конкурентной политике
- Шарифуллин Э.Р. (доверенность).
Заказчик: ГБУЗ РБ ГКБ N13 г.Уфа
- в присутствии представителей.
Заявитель: ЧРОООИ "Всероссийское общество глухих"
- без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ЧРОООИ "Всероссийское общество глухих" (вх. 16500/23 от 24.10.2023) на действия Заказчика в лице ГБУЗ РБ ГКБ N13 г.Уфа при
определении поставщика путем проведения закупки N 0101500000323000563 "Поставка изделий медицинского назначения (Принадлежность к иглам для забора крови) на 2023-2024 гг.".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0101500000323000563.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что объектом закупки, в соответствии с извещением, являются "принадлежности к иглам для забора крови". Для описания объекта закупки организатор не использует каталог товаров, работ и услуг, а выбирает код ОКПД 2 32.50.13.110 Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты. Описание п. 1 и 2 Технического задания позволяет предложить только продукцию производителя SARSTEDT AG&Cо. Забор крови с помощью иглы производится из вены пациента. Общепринятым стандартом является использование трехкомпонентной системы: двухсторонняя игла, держатель и вакуумная пробирка, которая может быть с наполнителями или без. Иглы, держатели и пробирки являются самостоятельными отдельными зарегистрированными медицинскими изделиями, при этом продукция различных производителей перекрестно совместима между собой. Двухсторонняя игла без ущерба для совместимости при необходимости может заменяться на иглы-бабочки или луер-адаптеры. Во всех случаях иглы и адаптеры имеют резьбу совместимую с держателями и иглу к которой присоединяется вакуумная пробирка. Описав объект закупки без использования кодов КТРУ и не применив преимущества организациям инвалидов, заказчик нарушил наши права на получение этих преимуществ.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п .1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В п. 7 Правил указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно пояснениям Заказчика, объектом закупки являются принадлежности к иглам для забора крови: два адаптера и держатель для игл. Ввиду того, что в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог) отсутствуют соответствующие позиции, то Заказчиком было осуществлено описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом в качестве кода Каталога был указан код такого товара, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Согласно реестровым записям в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Государственный реестр), и регистрационным удостоверениям (далее - РУ) закупаемый товар имеет код ОКПД2: 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты" и код вида медицинского изделия, согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 144170 "Игла для забора крови нестационарная". Утверждение заявителя о том, что п/п N1 и N2 описания объекта закупки позволяет предложить только продукцию производителя SARSTEDT AG&Co является несостоятельным. Под требования заказчика подходят как минимум три товара разных производителя. Это упомянутый заявителем товар производства SARSTEDT AG & Co. KG - иглы трубчатые S-MonovetteR и MultiflyR и переходники к ним, вышеупомянутый нами - производства VACUTEST KIMA S.r.l, а также товар производства КАВЕ LABORTECHNIK GmbH - Primavette. Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о закупках, в частности необоснованное ограничение количества участников. Кроме того, стоит отметить, что согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд. Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 упомянутой статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Возможность устанавливать требования к поставляемым товарам, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Потребность заказчика в приобретении принадлежностей к иглам для забора крови с характеристиками, установленными в извещении, формировалась с учетом обеспечения надлежащего качества проведения процедуры забора крови, с учетом имеющегося в наличии у заказчика оборудования и материалов, а также применяемых им методик. Согласно описанию объекта закупки по п/п N3 к поставке требуется держатель для игл. Представленные Заявителем позиции КТРУ распространяются на держатели вакуумной пробирки, но не на товар, указанный в описании объекта закупки (таблица прилагается), как требуется Заказчику. Таким образом, они не соответствуют объекту закупки. Ввиду того, что в Каталоге, как нами уже было отмечено выше, соответствующая позиция отсутствует, Заказчик при описании товара руководствовался нормами пункта 7 ПП РФ N145, в частности в отношении применения кода ОКПД2. В свою очередь код ОКПД2 был выбран на основании сведений из Государственного реестра и РУ на соответствующие объекту закупки товары. Пример был приведен выше. Эксплуатационная характеристика - "количество использований" (одноразовый или многоразовый) Заказчиком в описании объекта закупки не установлено, т.к. она не является для нас существенной. Участник имеет право предложить как держатель для игл одноразового использования, так и многоразового. Никаких ограничений в этой части извещением не предусмотрено.
Комиссия установила, что под требования технического задания соответствуют как минимум три товара разных производителя: товар производства SARSTEDT AG & Co. KG - иглы трубчатые S-MonovetteR и MultiflyR и переходники к ним, производства VACUTEST KIMA S.r.l, а также товар производства КАВЕ LABORTECHNIK GmbH - Primavette.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель достаточных доказательств, которые свидетельствуют об обоснованности жалобы не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ЧРОООИ "Всероссийское общество глухих" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 27 октября 2023 г. N ТО002/06/106-2109/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023