Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков":
в присутствии представителей:
в отсутствие представителя ООО Научно-исследовательский институт "Межрегиональный центр по делам детей" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Подрядчик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением NИМ/9912/23 от 12.10.2023 и N10198/23 от 20.10.2023 (через эл. почту и через ЕИС:https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/search/search_eis.ht ml?searchString=202300187297003245),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 21.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение N 0145200001123000004 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации стратегической сессии по вопросам развития системы социальной защиты Ленинградской области (далее - запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта: 600 000,00 рублей.
По результатам запроса котировок между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 7-2023 от 03.07.2023 (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 300 000,00 рублей (предложение Участника).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что:
- 26.09.2023 Участник принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта;
- 05.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Заседание Комиссии проходило 18.10.2023 в 12:45 в формате видеоконференцсвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте и через ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия сделала перерыв в заседании (на 25.10.2023 в 09:30) повторно уведомив стороны.
Участник повторно не явился, Заказчик приобщил в материалы дела фотофиксацию несоответствия объекта требованиям Технического задания, на основании чего Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом и приложениями к Контракту, установила, что в соответствии с п. 1.1. Контракта Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по организации стратегической сессии по вопросам развития системы социальной защиты Ленинградской области (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
На основании Контракта п 1.2. услуги оказываются в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (приложение 1).
Согласно п. 8.1. Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в ЕИС и действует до полного исполнения Сторонами обязательств, но не позднее 31.12.2023 года.
Из Приложения N1 Контракта усматривается, что Заказчик нуждается в следующих услугах на следующих площадках:
4. Места оказания услуг: город Санкт-Петербург и Ленинградская область.
5. Срок оказания услуг: октябрь - ноябрь 2023 года (1 календарный день).
1.2 |
Формат проведения сессии
|
Сессия проводится 1 (один) календарный день в октябре - ноябре 2023 года в гибридном формате: онлайн и офлайн. Онлайн формат - организация работы участников сессии через подключение к сервису видеоконференции и трансляцию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; офлайн формат - организация работы участников сессии очно, в месте проведения сессии |
1.3 |
Объем оказываемых услуг в гибридном формате |
1) предоставление не менее 3 (трех) помещений для проведения сессии в формате офлайн с количеством посадочных мест не менее 30 каждое и не менее 100 посадочных мест суммарно; 2) создание информационной страницы сессии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с возможностью электронной регистрации участников; 3) обеспечение электронной регистрации участников; 4) создание 1 (одного) тематического видеоролика продолжительностью не менее 3-х минут; 5) организационно-техническое сопровождение сессии; 6) создание в едином стиле и трансляция графических материалов; 7) разработка в едином стиле макетов, изготовление и установка в местах проведения сессии не менее 4-х роллапов с логотипом сессии: 3 роллапа с наименованием секций, 1 роллап с наименованием сессии, размером не менее 1,5х2 м каждый; 8) разработка макета, изготовление и установка в целях обозначения консультационной зоны в месте проведения панельной дискуссии сессии не менее 1 (одного) роллапа размером не менее 1,5х2 м; 9) организация 2 (двух) кофе-брейков для участников сессии в формате офлайн на 100 (сто) человек суммарно в 3 (трех) помещениях |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником, Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет, следующую важные обстоятельства.
03.07.2023 стороны заключили Контракт.
14.08.2023 Участник направил Заказчику письмо N6585 с согласованием проведения мероприятия дата: 30.11.2023 г., время: с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., место: Ленинградская область, г.Всеволожск, ул.Дружбы, д.43а (филиал исполнителя в Ленинградской области).
22.08.2023 Заказчик направил Участнику письмо N02-9983/2023 с просьбой необходимости доработки объема, требований по проведению сессии в части подбора помещений и просил оперативно направить предложения для повторного согласования, поскольку предложенный вариант Исполнителя не удовлетворял потребностям Заказчика.
26.09.2023 Заказчик направил Участнику Претензию N02-11466/2023 с просьбой начать согласование проведения мероприятия.
Из материалов дела следует, что вместо устранения причин выставления претензий и попыток предложить альтернативы, в этот же день 26.09.2023 Участник принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, указав, что в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью государственного контракта, требования к помещению для
организации и проведения стратегической сессии, не установлены.
03.10.2023 Заказчик направил Участнику письмо N02-11704/2023 в котором указал, что Описание объекта закупки к Контракту, в том числе содержит требование:
- о проведении онлайн трансляция работы площадки во время проведения панельной дискуссии;
- о раздельной работе 3 (трех) помещений для проведения сессии в формате офлайн с количеством посадочных мест не менее 30 человек;
-об организации 2 (двух) кофе-брейков для участников сессии в формате офлайн на 100 (сто) человек суммарно в 3 (трех) помещениях;
- участие в сессии модераторов, спикеров и экспертов в количестве не менее 19 (девятнадцати) человек, обладающих специальными знаниями в сфере социальной защиты и иных сферах, развитие которых взаимосвязано или оказывает влияние на развитие социальной сферы приглашенный для обсуждения вопросов в ходе секционных заседаний.
На основании чего, в письме Заказчик указал, что проведение мероприятия на базе предлагаемой образовательной организации, расположенной по адресу Ленинградская область, Всеволожск, улица Дружбы, 43А, не представляется возможным.
Поскольку ответа на письмо Заказчика не последовало, то 05.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, со своей стороны.
Из пояснений Заказчика следует, что ни на дату принятия решении об одностороннем отказе стороны, ни на дату расторжения Контракта, Общество не представляло иных документов об альтернативных вариантах, о трудностях не сообщало, доказательств возможности организации в указанном помещении ему не представлено, в результате подобного поведения организация сессии по вопросам развития системы социальной защиты Ленинградской области ставится под угрозу.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Участник со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 26.06.2023;
Согласно данным ЕИС получено Заказчиком - 26.09.2023 08:07 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=3614410.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 05.10.2023;
Согласно данным ЕИС получено Участником - 05.10.2023 16:57 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=3614410.
Из пояснений представителя Заказчика также следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу, поскольку предоставлял дополнительный срок, предложив единственный вариант и получив сначала письмо, потом претензию от Заказчика, Общество сразу приняло решение об одностороннем отказе, никаких писем с подтверждением возможности рассмотреть альтернативы не предлагались, при том, что у Заказчика есть соответствующая фотофиксация помещений, никакие иные согласования, по организации сессии до расторжения Контракта так и не были выполнены.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам.
1) Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации и заключенному Контракту Участник обязан оказать услуги в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, и сдать их результат Заказчику.
Объем услуг, качество и сроки были заранее известны Участнику, при этом Комиссии не представлено документов, которые свидетельствуют о том, что Участник сталкивался с обстоятельствами, препятствующими организации мероприятия.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями к Контракту).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом в соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Комиссия при принятии решения руководствуется в том числе тем, что от Участника в адрес Заказчика направлялось единственное возможное предложение организации мероприятия, однако получив письмо и претензию от Заказчика, Участник сразу же принял решение об одностороннем отказе и не предлагая никаких альтернатив, как и не доказав Заказчику возможности организации мероприятия по предложенному им адресу (не представлено таких доказательств и антимонопольному органу, при том, что Комиссия специально делала для этого перерыв).
Иные письма и решение об одностороннем отказе Заказчика также оставлены Обществом без ответа, что привело к тому, что на конец октября 2023 сессия ставится под угрозу срыва.
Доводы Участника, изложенные в письме о том, что Приложение N1 Контракта не содержит требований к помещениям опровергаются его содержанием и представленной Заказчиком фотофиксацией предлагаемого Обществом помещения.
Таким образом, Участник, имея возможность оказать услуги, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него.
Комиссия Ленинградского УФАС не может считать какие-либо обстоятельства, как грозящее годности или прочности результатов оказываемой услуги либо создающее невозможность их завершения в срок, при том, что Общество самостоятельно снизило цену на 50%, также Участником не опровергнуто, что какие-либо иные организационные моменты согласовывались с Заказчиком.
Анализируя именно действия (бездействия) в качественном критерии исполнения обязательств, Комиссия Ленинградского УФАС России, что Участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию средств государственного бюджетного учреждения, осуществляющего социально-значимые функции, что требует от Участника большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств.
Таким образом, весь объем и сроки услуг были изначально известны Участнику, а Заказчик предоставил Участнику дополнительно срок, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности, а Комиссии не представлено сведений о возникновении у Участника обстоятельств вследствие непреодолимой силы или невозможности найти иной помещение.
Комиссия при этом учитывает, что Заказчик предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и выполнить услуги в соответствии с его условиями.
Комиссия подчеркивает, что Участник не был лишен возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность оказать услуги в кротчайшие сроки, что привело бы к отзыву односторонних отказов сторон, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, в чем Комиссия также усматривает признаки недобросовестности.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.
2) Участник не представил Комиссии каких-либо пояснений со своей стороны, вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности, при этом о неисполнении обязательств по Контракту ему было известно.
3) При применении Комиссией такой меры, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле действия (бездействие) Участника привели к тому, что Контракт не был исполнен в полном объеме, услуги не исполненными, а Заказчик срочно вынужден формировать новую процедуру закупки для поиска нового исполнителя для того, чтобы сессия по вопросам развития системы социальной защиты в Ленинградской области не подлежала срыву.
Комиссия изучив все имеющиеся материалы приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта с Обществом.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности при исполнении возложенных на него обязательств в рамках заключенного Контракта, соразмерных включению в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО Научно-исследовательский институт "Межрегиональный центр по делам детей" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25 октября 2023 г. N 047/10/104-3234/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023