Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков":
от ГКУЗ ЛО "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Заказчик): ходатайство о рассмотрении дела без представителя,
в отсутствие представителя ООО "Актив" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Поставщик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением N10485/23 от 27.10.2023 (направлено электронной почтой и размещено в ЕИС в открытом доступе для неограниченного круга лиц),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 31.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0345200013523000062 на поставку комплектующих для оргтехники (системные блоки и накопители данных) (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 164 733,35 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт NА-124/23 от 20.06.2023 (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 163 140,56 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.10.2023, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, представитель Участника явку на заседание не обеспечил, письменные пояснения, запрошенные у Участника в адрес Ленинградского УФАС России не поступали.
Уведомление направлено Обществу по электронной почте, дополнительно размещено в ЕИС для ознакомления неограниченного круга лиц.
Таким образом, Участник, уведомленный надлежащим образом, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом выявила, что согласно п. 1.1. Контракта 1.1. Поставщик обязуется поставить комплектующие для оргтехники (системные блоки и накопители данных) (далее - "Товар"), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно Контракта:
- 1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
- 3.1. Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 36-38-40, лит. Б, склад Заказчика (далее - "место доставки"), в срок не ранее 01 июля 2023 г. и не позднее 10 июля 2023 г. Вместе с товаром Поставщик предоставляет счет на оплату, товарную накладную, акт приема-передачи.
Поставщик не менее чем за 1 (Один) день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
В обязанности Поставщика входит среди прочего:
- 4.1.1. Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
- 4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
- 4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
- 4.1.4. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Согласно п. 3.2. Контракта приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
Согласно п. 3.3. Контракта Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Кроме того, по п. 3.4. Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании п. 3.10. Контракта в срок не позднее 10 (Десяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
(а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
(б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
По п. 3.14. Контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом 3 Контракта.
В виду п. 12.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2023 года (включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Полное описание Товара указано в Спецификации (Приложение N1), исходя из которой Заказчику необходим следующий товар:
N п/п |
Наименование товара (включая ассортимент и комплектацию товара), наименование страны происхождения товара |
Ед. изм. |
Цена единицы (с учетом НДС), в руб. |
НДС, руб. |
Количество |
Сумма (с учетом НДС), в руб. |
1 |
Системный блок на базе процессора Ryzen 5 2400G
Россия |
шт |
20910,66 |
|
6 |
125463,96 |
2 |
Накопитель данных внутренний
Китай |
шт |
3767,66 |
|
10 |
37676,60 |
|
|
|
|
|
|
163140,56 |
Требования к техническим и функциональным характеристикам товара, его потребительские свойства также указаны в Спецификации.
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, а также приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах поставляемого товара.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 10.10.2023 в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно Обществом нарушены существенные условия Контракта, поскольку в установленные сроки товар не поставлен, а поставленный товар со значительной просрочкой не соответствовал Контракту ни по объему, ни по качеству, а замена некачественного товара не произведена.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами.
По п. 3.1 Контракта предусмотрено, что "Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 36-38-40, лит. Б, склад Заказчика (далее - "место доставки"), в срок не ранее 01 июля 2023 г. и не позднее 10 июля 2023 г.".
Таким образом, крайний срок поставки товара - 10.07.2023.
В связи с просрочкой исполнения обязательств, на основании раздела 6 Контракта, Заказчиком направлена претензия от 18.07.2023 N 1663 с требованиями об исполнении Контракта и о начислении неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств в размере 285 (двести восемьдесят пять) рублей 50 копеек.
Поставщик направил Заказчику ответ письмом от 28.07.2023 Исх. N 2-28/07/23, в котором Поставщик сообщает, что поставка товара будет осуществлена в период с 11.08.2023 по 25.08.2023, а также о том, что задержка поставки происходит в связи с введением ограничений в отношении валютных переводов через банки - посредников недружественных стран.
Неустойка Поставщиком не оплачена, однако дополнительный срок предоставлен Заказчиком.
В связи с отсутствием информации о ходе исполнения Контракта, а также неисполнением требований, указанных в претензии, в адрес Поставщика направлена претензия от 18.08.2023 N 1905 с требованиями об исполнении Контракта и о начислении неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств в размере 2479 (две тысячи четыреста семьдесят девять) рублей 74 копейки.
На претензию поступил ответ Поставщика от 23.08.2023 Исх. N 1-23/08/23, в котором Поставщик сообщает, что поставка товара будет осуществлена в период с 30.08.2023 по 08.09.2023, а также о том, что задержка поставки происходит в связи с введением ограничений в отношении валютных переводов через банки - посредников недружественных стран и переносом срока вылета авиаперевозчика.
Неустойка Поставщиком не оплачена, однако дополнительный срок вновь предоставлен Заказчиком.
В связи с отсутствием информации о ходе исполнения Контракта, а также неисполнением требований, указанных в претензиях, в адрес Поставщика направлена претензия от 08.09.2023 N 2081 с требованиями об исполнении Контракта и о начислении неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств в размере 3784 (три тысячи семьсот восемьдесят четыре) рубля 86 копеек.
На претензию поступил ответ Поставщика от 21.09.2023 Исх. N 4-21/09/23, в котором Поставщик сообщает, что поставка товара будет осуществлена в период с 27.09.2023 по 04.10.2023, а также о возникновении обстоятельств которые повлияли на закупку необходимых для исполнения Контракта комплектующих.
Неустойка Поставщиком не оплачена, однако дополнительный срок вновь предоставлен Заказчиком.
В связи с отсутствием информации о ходе исполнения Контракта в адрес Поставщика направлена претензия от 22.09.2023 N 2190 с требованиями об исполнении Контракта и о начислении неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств в размере 5 231 (пять тысяч двести тридцать один) рубль 37 копеек, а также уведомлением о наступлении последствий в виде одностороннего расторжения Контракта в случае его дальнейшего неисполнения.
Поскольку ответа на претензию не поступило, неустойка Поставщиком не оплачена, в том числе частично, а обязательства Поставщика по поставке товара в полном объеме и надлежащим качеством не выполнены 10.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На 10-й день Поставщик предпринял действия к исполнению Контракта, а именно осуществил поставку товара 23.10.2023 (УПД от 23.10.2023 N 50).
Однако, во время приемки Заказчиком установлено, что Товар поставлен частично, а его качество (технические характеристики товара) ухудшились по сравнению с оговоренным в Контракте, а именно:
1. в поставленных системных блоках отсутствуют кабели питания (указан в паспорте товара), базовая частота процессора не соответствует указанной в Контракте (3,6 Ггц вместо 3,3 Ггц);
2. накопители данных внутренние фактически поставлены в количестве 8 штук с делением на объем 5 шт. - 500 Gb и 3 шт. - 2 Tb, что не соответствует спецификации (Приложение N 1 к Контракту), а именно поставка должна содержать накопители данных внутренние в количестве 10 шт. и объемом каждый 1960 Gb (2Tb).
Указанные изменения характеристик и комплектации товара влекут за собой изменение спецификации, а, следовательно, предмета Контракта, что влечет изменение его существенных условий, в связи с чем 23.10.2023 Поставщику направлен мотивированный отказ в приемке товара с указанием данных причин.
Поскольку, в установленный срок, Участник не исполнил свои обязательства в полном объеме, Товар не заменен, а Контракт расторгнут, то Заказчик прекратил с Участником взаимодействие.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта 10.10.2023, разместил решение в Единой Информационной системе 11.10.2023. Согласно данным ЕИС решение получено Обществом 11.10.2023 15:44 (МСК) (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=3102448).
Письменных объяснений Участника, в адрес Ленинградского УФАС России не поступало.
Из представленных Заказчиком документов следует, что в ходе исполнения обязательств:
- Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу, поскольку при сроке поставки до 10.07.2023, фактически предоставлял дополнительный срок для поставки и замены товара, обязательства Общества оказались не выполненными, односторонний отказ принят лишь 10.10.2023, а привезенная часть товара не соответствовала потребностям Заказчика;
- Заказчик нуждался в качественном и своевременном товаре, поскольку системные блоки и накопители необходимы для нормального функционирования Заказчика, основная функция которого осуществлять судебно-медицинскую экспертизу, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контракта, вместе с тем, действия (бездействие) Общества привело к тому, что Заказчику в экстренном порядке необходимо искать нового поставщика.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения исключительно добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Также, Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, писем о приостановке с надлежащим доказательством уведомления Заказчика не представлено.
Кроме того, Участник поставил некачественный товар, а в последующем его не заменил, неоднократно нарушая дополнительно указанные в его же письмах сроки.
Контракт заключен еще 20.06.2023 года, а у Общества имелось более чем 4 месяца для подготовки к поставке товара (при том что по Контракту до 10.07.2023), то есть имея возможность поставить товар Участник не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Анализ всех вышеуказанных действий Участника, в рамках принятых на себя Контрактом обязательств, не позволяет Комиссии сделать вывод о какой-либо заботливости и осмотрительности с его стороны.
При этом, анализ действий Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал Участнику исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта.
Комиссия также подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято (товар приехал на 10 день и не в соответствии с Контрактом, что отражено в мотивированном отказе Заказчика), что не способствовало учету интересов контрагента, в данном случае Заказчика.
По доводу Участника (в письмах Заказчику) о влиянии международной ситуации, в связи с чем ее можно считать форс-мажором.
В соответствии с подпунктом "Н" пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и пунктом 2.1. Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), утвержденного постановлением Правления ТПП России от 23 декабря 2015 года N173-14, свидетельствование обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции ТПП России.
Из материалов дела следует, что в Торгово-промышленную палату о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по запросу Участник не обращался (подобное решение в адрес Участника ТПП не выдавалось).
Комиссия также не принимает указанный довод в том числе потому, что в случае, если бы действительно на территории России, невозможно поставить товар, все государственные и муниципальные контракты с аналогичным предметом закупки были бы неисполненные. Однако в реестре контрактов ЕИС имеются сведения о исполнении подобных контрактов.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством простой констатации сложной международной ситуации, без указания на причинно-следственную связь, что ведет к формальному освобождению лица, не исполнившему обязательства от санкций, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно Комиссия отмечает, что в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ 21.03.2022 N 417, разработанного Минфином России, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, изготовил письмо о следующем (от 08.04.2022 N 24-01-09/29768): "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт путем принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта)".
Каких-либо документов от Участника позволяющих Комиссии прийти к выводу о таком влиянии не поступила, более того они не поступали и Заказчику, то есть доказательств того, что Товар невозможно было купить и (или) поставить в промежутке с заключения Контракта до его расторжения, не имеется, также нет причинно-следственной цепочки, ведущей к Участнику.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта (кроме обозначенных предпринимательских рисков), то следует признать подобные действия недобросовестными.
3) Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках определенных договорных отношений с Заказчиком.
Ввиду чего, Комиссия выполнение работ, оказание услуг, поставка товара по другим ранее заключенным контрактам Участника не имеют отношения к рассматриваемому делу.
4) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что товар в обозначенные сроки и в полном объеме с надлежащим качеством не был поставлен Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в поставке блоков и накопителей, нанесен ущерб, в виде невозможности организации технического оснащения рабочих мест, более того, из-за бездействий Участника и его недобросовестного поведения ставится под угрозу выполнение функций Заказчик связанных с судебно-медицинской экспертизе.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "Актив" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 1 ноября 2023 г. N 047/06/104-3515/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023