Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД МЧС РОССИИ" :
в отсутствии представителей от Заявителя извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12730-ИП/23 от 23.10.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка комбинезонов спасателя для нужд филиалов ФГКУ "СЗРПСО МЧС России".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 17.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 400 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из содержания жалобы следует, что по мнению заявителя документация Заказчика не включает в себя инструкцию по заполнению заявки.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что инструкция по заполнению заявки содержится в пункте 11 документа "ТЗ".
Комиссия, проанализировав положения извещения, установила следующее.
Согласно пункту 11 "Инструкция по заполнению":
"Используемые материалы (товары), схожие по своему назначению, но с разными техническими характеристиками, свойствами (конкретными показателями), не являются взаимозаменяемыми. Технические характеристики по таким товарам предоставляются участниками закупки по каждому товару отдельно.
Показатели товаров, в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова "не более", "не менее", "выше", "ниже", "свыше" ("св."), "превышает", "не превышает", "от", "до", математических символов "" "
" "
" "
" и т.п.) и которые могут изменяться в рамках установленных значений, а также заданы условия выбора показателей товаров (в т.ч. вариантов исполнения товаров), в заявке на участие должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара.
Показатели товаров, в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться (например, длина 50 мм), в заявке на участие должны быть указаны значениями, установленными документацией.
При этом показатели характеристик материалов (товаров), сопровождающиеся словами "более", "менее", "выше", "ниже", "свыше" ("св."), "превышает", "от", "до", символами "", "
" указываются в рамках установленного диапазона, не включая пограничные показатели.
Показатели характеристик, сопровождающиеся словами "не более", "не менее", "не превышает", символами "", "
" указываются в рамках установленного диапазона, включая обозначенные предельные размеры минимальных и максимальных значений.
В случае, если документация устанавливает требования к диапазону, то соответствующим конкретным показателем является диапазон, совпадающий с требуемым, включающий требуемый либо уже требуемого, в зависимости от вида требования документации и (или) соответствующего ГОСТа. Конкретным в таком случае будет являться показатель, значение которого выражено в виде диапазона только в случае, если требования к значению показателя сопровождаются словами "интервал", "диапазон" (а также словосочетаниями с использованием указанных слов).
В случае, если показатель и (или) - его значение не определяются для используемого материала (товара), в качестве значения такого показателя должно быть указано: "не определяется" или "-" или "отсутствует".
Знак "\" используется для обозначения альтернативности показателей и (или) значений показателей. Знак ";" используется для обозначения альтернативности показателей или разделения групп показателей и (или) значений показателей или групп значений показателей. Союзы и знаки, стоящие внутри группы значений, отделенных знаком ";", оцениваются только в рамках указанной группы значений.
Знаки ",", "/" используются при перечислении требуемых значений аналогично союзу "и". Если стоит союз "или", разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последней характеристикой стоит союз "и" или знак ",", необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типа и т.д., перечисленных через союз "или", а также ту характеристику, марку, тип и т.д., стоящую после союза "и" или знака ",".
нескольких марок или видов, или типов и т.п через ",", а перед последним стоит "или" (например, марка ниток 10, 20 или 50), то участнику необходимо выбрать одну из указанных марок (характеристик, видов и т.п).
Знак "-" разделяет минимальное и максимальное значения показателя материала (товара), в пределах которых участнику закупки следует представить в заявке одно значение, не включая граничные значения. При использовании знака "-" в случаях указания конкретных марок и (или) видов товара, определения конкретного оттенка (например, красно-коричневый, светло-голубой, светло-серый и т.п.), определения конкретных неизменных характеристик или названий товара (например, физико-механические, физико-химические и т.п.), указания единиц измерения, а также иных слов, для которых наличие знака "-" не может предполагать наличие выбора (например, %-ный раствор) данная характеристика считается конкретной, неизменной и не представляет собой диапазонное значение. При указании размерных характеристик нагрудных знаков, нарукавных знаков, логотипов, эмблем и иной отличительной символики МЧС России, участнику закупки следует представить в заявке одно значение, указание граничных значений возможно.
Символ "_" означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения.
При указании сочетания союзов "и (или)" участник может предложить, как одно, так и несколько значений исходя из характеристик материала (товара).
В случае, если значения или диапазоны значений показателя указаны с применением слов "могут", "может", "возможно" и проч., то допускается как наличие характеристики, так и ее отсутствие, при этом указанные слова не должны присутствовать в предложении участника.
Знаки "х", "*", расположенные между двумя конкретными или диапазонными числовыми значениями, используются для объединения в одном показателе требований к двум и более размерным характеристикам материала (товара), указанным в наименовании показателя, и рассматриваются как знаки умножения. Знаки "х", "*" и "·", расположенные между буквами, обозначающими единицу измерения, рассматриваются как знаки умножения.
Все единицы измерения, знаки препинания, символы, используемые для обозначения требований к конкретным показателям материалов (товаров), являются стандартными и применяются в их буквальном значении с учетом контекста, если настоящей документацией не установлено иное.
Показатели материалов (товаров), в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться (в том числе диапазон температур), в заявке на участие должны быть указаны значением (-ями), установленными документацией.
В иных случаях, технические и функциональные характеристики товаров не должны сопровождаться следующими словами (их производными) или знаками: "эквивалент", "аналог", "типа", "около", "примерно", "не хуже", "не лучше", "должна быть равна", "должно быть равно", "равно", "должна быть", "должны быть", "не превышает", "превышает" "не менее", "не более", "выше", "ниже", "свыше" ("св."), "от", "до", "или", "", "~", "=", "
", "
","
", "
", "\", ";" и т.д.
Все положения заявки на участие должны быть однозначны.
При описании материала (товара) участник закупки должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
В случае применения участником закупки в своей заявке условных обозначений или сокращений, не установленных настоящей документацией, должна быть приведена их соответствующая расшифровка.
При использовании настоящего технического заданием целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 01 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при использовании настоящего технического задания следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части не затрагивающей эту ссылку.
В случае если техническое задание не содержит требуемых значений материала (товара), предполагается, что приемлемой является любая характеристика материала (товара), соответствующая при этом действующему законодательству либо государственному стандарту (техническому регламенту и т.п.) и позволяющая достигнуть цели поставки товара, установленной настоящей документацией".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя необоснованная, в связи с тем, что извещение содержит заявку на участие в закупке.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Коваленко М.С. необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 октября 2023 г. N 047/06/42-3490/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023