Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Главного управления по обеспечению деятельности мировых судей Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений судебного участка (извещение N 0148200000823000061 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 12.10.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 909 857,89 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 20.10.2023;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Заказчиком в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товара "Блок оконный пластиковый Код позиции КТРУ: 22.23.14.120-00000002 гост 24866-2014 гост 30674-99", в том числе следующие:
- по показателю "Классификация марки стекла" установлено значение "Многослойное стекло безопасное при эксплуатации; взломостойкое; ударостойкое",
- по показателю "Класс Защиты" установлено значение "Р2А; Р3А; Р4А; СМ2; СМ3; Р1В; Р2В".
Вместе с тем, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено в том числе следующее:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Кроме того, ГОСТ 24866-2014. "Межгосударственный стандарт. Стеклопакеты клееные. Технические условия" установлены виды стекла, применяемые при изготовлении стеклопакетов, в том числе следующие:
Наименование вида стекла |
Обозначение документа |
Обозначение стекла (марка, класс защиты) |
Многослойное: |
ГОСТ 30826 |
|
- ударостойкое |
P1A, P2A, P3A, P4A, P5A |
|
- взломостойкое |
Р1В, Р2В, Р3В |
|
- пулестойкое |
С1, Бр1 - Бр6 |
|
- взрывостойкое |
SB7 - SB7, EXV45 - EXV10 |
|
- безопасное при эксплуатации |
CM1, CM2, CM3, CM4 |
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к техническим характеристикам товара с четом положений инструкции по заполнению заявки подобным образом вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявки на участие в закупке надлежащим образом, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок приемки и оплаты выполненных работ.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"8.1.2. Гарантийный срок на все Работы составляет 24 месяца с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2, а на смонтированное оборудование, материалы и их элементы - в течение гарантийного срока эксплуатации оборудования, определенного технической документацией к нему (технический паспорт, гарантийный талон, инструкция по эксплуатации).
9.3.13. По завершению ремонта, одновременно с предоставлением Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, представить Заказчику комплект технической документации по Объекту ремонта".
Весте с тем, Заказчиком в приложении N 3 к контракту установлен перечень документов, которыми обмениваются стороны при исполнении контракта, в том числе следующий:
"Акт (ДОП), формат УПД, утвержденный приказом ФНС России, Акт о приёмке выполненных работ (форма КС-2), Справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), Товарная накладная, Универсальный передаточный документ (СЧФДОП), формат УПД, утвержденный приказом ФНС России*, Экспертное заключение".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Порядок и сроки осуществления приемки и оформления результатов установлены приложением 2 к Контракту. Перечень электронных документов, которыми обмениваются стороны при исполнении контракта установлен приложением 3 к Контракту, в котором документом приемки является "Универсальный передаточный документ (СЧФДОП), формат УПД, утвержденный приказом ФНС России" со сноской "Подрядчик формирует документ о приемке с использованием ПИК ЕАСУЗ и в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ документ о приемке подписывается сторонами контракта в единой информационной системе в сфере закупок". Таким образом Заказчиком не нарушены положения ч. 13 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
Установление заказчиком гарантийного срока с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2 не нарушает нормы закона т.к. обязанности устанавливать Заказчиком гарантийный срок с даты подписания документа о приемке формируемым с использованием единой информационной системы - нет.
В жалобе Заявителя также указано: "Помимо того, что подготовка данного Акта сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2 не предусмотрена Законом о контрастной системе N 44-ФЗ, по которому приемка вообще оформляется посредством структурированных документов о приемке, формируемых ЕИС, а не чем-то еще, указанные условия объекта закупки влекут также и иные ненадлежащие условия исполнения контракта", - в соответствии с п. 2 ч. 13 Закона 44-ФЗ установлено: 2) к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью.
В соответствии с условиями Контракта и приложений к нему, а также спецификой предмета контракта - выполнение работ по текущему ремонту - Заказчиком установлены требования к предоставлению одновременно с документом приемки актов КС2 и КС3, а также установлены единые сроки их подписания, а также установлено, что основанием для оплаты является подписанный Заказчиком документ о приемке, следовательно, изложенные доводы Заявителя о то что Заказчиком осуществлена подмена официально утвержденного документа о приемке "подмена официально утвержденного способа приемки работ документом формируемым с использованием единой информационной системы на подписание документа по форме КС2 вводит в заблуждение исполнителя контракта, поскольку после подписания документа по форме КС-2 тот самый официально утвержденный документ о приемке в ЕИС может остаться не подписанным, а исполнение договора - незавершенным со всеми вытекающими обстоятельствами." являются надуманными и не следуют из условий Контракта".
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления условий приемки выполненных работ не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Заказчиком в Приложении N 4 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара.
При этом, Заказчиком в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке.
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика в части установления положений инструкции не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела от 25.10.2023 N 050/06/105-40277/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 октября 2023 г. N 050/06/105-40277/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023