На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Дортрансстрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ Упрдор "Приуралье" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки), восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами (М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на км 1290+000 - км 1329+000 (старое направление),км 1494+000 - км 1548+651, км 1442+000 - км 1469+000) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0301100012723000008) (далее - Конкурс, Извещение),и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктами 2, 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил,что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя 25.10.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.11.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 22.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 028 961 889 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 16701133941292063244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.05.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 21.07.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано АО "ДЭП N 103" с предложением о цене контракта в размере 3 028 961 889 руб.;
10) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено 09.10.2023 извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.10.2023 N ИО1 (далее - Извещение об отмене).
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных статьей 36 Закона о контрактной системе. По истечении сроков, предусмотренных статьей 36 Закона о контрактной системе, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Пунктом 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 09.10.2023 опубликовано Извещение об отмене, при этом срок окончания подачи заявок - 16.05.2023.
Согласно Извещению об отмене Заказчиком принято решение об отмене Конкурса в связи с изменением доведенных лимитов.
Вместе с тем Заказчиком на заседании Комиссии не представлено документов или сведений, указывавших на наступление обстоятельств непреодолимой силы, в связи с которыми принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению Комиссии от 10.07.2023 по делу
N 23/44/99/76 (далее - Решение) в действиях Комиссии по осуществлению закупок выявлено нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем применении порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) в отношении заявки участника закупки с идентификационным номером "K-91956" (далее - Участник закупки) по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участников закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Критерий).
На основании Решения Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдано предписание от 10.07.2023 по делу N 23/44/99/76 (далее - Предписание) об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок. Срок исполнения Предписания - 28.07.2023.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 2.1.2 раздела III Порядка оценки установлено, что по Детализирующему показателю N 2 Критерия к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры (в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе), предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
К оценке принимаются исключительно исполненные договоры,при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48
Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В Решении установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.06.2023 N ПРОII2 заявке Участника закупки по Детализирующему показателю N 2 Критерия Комиссией по осуществлению закупок присвоено 0 баллов.
Вместе с тем согласно Решению Комиссией по осуществлению закупок неправомерно не принят к оценке контракт Участника закупки от 06.07.2017 N 1002-17 на сумму 1 543 280 255,09 руб. (далее - Контракт) по Детализирующему показателю N 2 Критерия.
Комиссией установлено, что Заказчиком 20.07.2023 сформирован с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 20.07.2023 N ПРОII3 (далее - Протокол).
При этом согласно Протоколу заявке Участника закупки по Детализирующему показателю N 2 Критерия Комиссией по осуществлению закупок присвоено 0 баллов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,что по имеющейся у Заказчика информации Участником закупки ненадлежащим образом исполнялись обязательства по Контракту, а также заказчик по Контракту неоднократно предъявлял Участнику закупки претензии к выполненным работам, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок заявке Участника закупки по Детализирующему показателю N 2 Критерия присвоено 0 баллов.
Вместе с тем представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том,что при исполнении Контракта Участнику закупки предъявлялись требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), которые не исполнялись Участником закупки, а также иные доказательства, подтверждающие несоответствие Контракта требованиям Порядка оценки по Детализирующему показателю
N 2 Критерия.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлении закупок нарушают пункт 1 части 11 статьи 48, пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 19.5, частью 2 статьи 7.30 КоАП.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктами 2, 3 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлении закупок нарушения пункта 1 части 11 статьи 48, пункта 2 части 22 статьи 99
Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.11.2023 по делу N 23/44/99/121 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 ноября 2023 г. N 23/44/99/121
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023