Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУ "Дирекция по управлению объектами административного назначения" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ИП Щербаковой Елены Валерьевны (далее - Участник, ИП Щербакова Е.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27414-ЭП/23 от 26.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на поставку мешков для мусора (извещение N 0372200007123000038),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку мешков для мусора (извещение N 0372200007123000038) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 365 186,10 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.10.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Щербакова Е.В., предложившая цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 25%.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.10.2023 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке (АО "Сбербанк-АСТ") с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе (ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе).
В силу ч.ч. 1-3 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Обеспечение, указанное в чч. 1 и 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта, а также информация о добросовестности Участника при снижении начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25% в случае представления обеспечения исполнения контракта в размере, установленном в Извещении, размещаются на электронной торговой площадке одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
23.10.2023 ИП Щербакова Е.В. разместила на электронной торговой площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронной процедуры, однако документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе, представлен не был.
В реестре независимых гарантий ЕИС размещена независимая гарантия от 20.10.2023 N 1362550, выданная АО "Банк Русский Стандарт" (далее - Гарантия).
При проверке представленного обеспечения исполнения контракта, Заказчиком было установлено следующее:
Согласно п. 14 раздела Гарантии "Условия независимой гарантии" споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по Гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде города Москвы.
В соответствии с абз. 9 п. "а" дополнительных требований к независимой гарантии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях", используемых для целей Закона о контрактной системе, независимая гарантия должна содержать, в том числе условие о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде.
Из содержания извещения следует, что условия независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, указаны, в том числе в файле "1. Извещение Поставка мешков для мусора..docx", согласно которому споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по указанной независимой гарантии, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Таким образом, Заказчик пришел к выводу, что Гарантия не соответствует требованиям, предусмотренным извещением, что является основанием для отказа в принятии Гарантии Заказчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта, предусмотренным п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе. Кроме того, данная Гарантия отсутствовала на ЭТП.
Вместе с тем представленная ИП Щербаковой Е.В. в ЕИС добросовестность не соответствовала требованиям ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, а именно: сумма цен предоставленных контрактов составляла 2 616 775,14 рублей, что менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении и документации о закупке.
Таким образом, победитель закупки ИП Щербакова Е.В., с которым заключается контракт, не представил надлежащее обеспечение исполнения контракта в полном объеме в срок, установленный для заключения контракта.
На основании изложенного, Заказчиком на Официальном сайте был размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.10.2023 N ППУ20_1, согласно которому ИП Щербакова Е.В. была признана уклонившейся от заключения контракта.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ИП Щербакова Е.В. не имела намерения уклониться от заключения контракта. В целях предоставления обеспечения исполнения заключаемого контракта ИП Щербакова Е.В. приняла решение предоставить независимую гарантию в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, для чего обратилась к рекомендованному брокеру. Для оформления заявки на гарантию брокеру была предоставила информацию по закупке. Брокер оформил заявку на оформление гарантии, которую после подписания ЭЦП, направили в несколько банков. В итоге 20.10.2023 заявку на гарантию одобрил АО "Банк Русский Стандарт".
20.10.2023 ИП Щербакова Е.В. произвела оплату комиссии за оформление гарантии, что подтверждается платежным поручением N 101 на сумму 1961,00 рублей, после чего получила от АО "Банк Русский Стандарт" оформленную Независимую гарантию N 1362550.
Однако после получения Гарантии ИП Щербакова Е.В. обнаружила, что сумма оформленной гарантии составляет 10%, что соответствует размеру, установленному в извещении. Однако учитывая, что при подаче ценового предложения снижение составило более 25%, необходимо было увеличить сумму в 1,5 раза в соответствии с требованием ст. 37 Закона о контрактной системе, но при оформлении заявки брокер упустил данный факт.
Учитывая, что сумма Гарантии не соответствовала требуемой, а требовать у банка произвести замену или изменение оформленной Гарантии по данному моменту не было оснований, брокер предложил предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта информацию по исполненным контрактам.
23.10.2023 ИП Щербакова Е.В. произвела на торговой площадке подписание проекта контракта своей ЭЦП и в качестве обеспечительной меры исполнения указала номера 3-х исполненных контрактов, в сумме превышающих НМЦК закупки. При этом, при указании номеров контрактов и подписании документов электронной подписью, площадка не выдала уведомления об ошибке или ином несоответствии в размещенной информации. Подписание прошло в обычном режиме и ИП Щербакова Е.В. была уверена в верности действий.
Однако 25.10.2023 в 16:49 (МСК) Заказчик разместил в ЕИС и на площадке Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.10.2023 NППУ20_1, в соответствии с которым ИП Щербакова Е.В. не предоставила надлежащее обеспечение исполнения контракта.
ИП Щербакова Е.В. обнаружила, что при указании номеров своих контрактов во время подписания проекта контракта, допустила ошибку в одном из номеров.
26.10.2023 Заказчику было направлено письмо с уведомлением о готовности к исполнению подписанного контракта.
Также в связи с выявлением в тексте оформленной независимой гарантии несоответствия закупочной документации в части места проведения судебных споров, в банк также было направлено обращение с просьбой разъяснения ошибки и внесения изменения.
Вместе с тем 13.10.2023 от поставщика был получен счет N166 на поставку всего количества требуемых пакетов.
Также от данного поставщика ИП Щербаковой Е.В. для подтверждения поставки было получено Гарантийное письмо о возможности поставки полимерных мешков (исх. N 107). Данное письмо ИП Щербакова Е.В. прикрепила в карточке контракта при подписании проекта контракта. 20.10.2023 была осуществлена предоплата товара для последующей поставки, что подтверждается платежным поручением N 103.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Щербаковой Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что все действия ИП Щербаковой Е.В. были направлены на заключение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, принимая во внимание осуществление Участником действий по подписанию контракта и подготовке обеспечения исполнения контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Щербаковой Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Щербаковой Елены Валерьевны (ИНН: 272425575337), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 ноября 2023 г. N РНП-78-1510/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2023