Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФГБУН ЗИН РАН (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "Лабораторное Оборудование" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27415-ЭП/23 от 26.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку спектрофотометра Micro Spectrophotometer Nano-500, или эквивалента (Комплекс для проверки качества ДНК) (извещение N 0372100006023000059),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку спектрофотометра Micro Spectrophotometer Nano-500, или эквивалента (Комплекс для проверки качества ДНК) (извещение N 0372100006023000059) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 051 692,54 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Лабораторное Оборудование".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Лабораторное Оборудование" заключен государственный контракт N 200 от 26.06.2023 на сумму 779 683,91 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 13.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Лабораторное Оборудование".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку спектрофотометра Micro Spectrophotometer Nano-500, или эквивалента (Комплекс для проверки качества ДНК) (далее - Товар) в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта, но не позднее 31.07.2023 (п. 3.1 Контракта).
В силу п. 13.1 Контракт действует по 31.07.2023. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
В период действия Контракта ООО "Лабораторное Оборудование" неоднократно допускало существенные грубые нарушения условий Контракта, а именно неоднократное неисполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом. Невыполнение условий Контракта выразилось в следующем:
ООО "Лабораторное Оборудование" 11.07.2023 осуществило поставку Товара, не соответствующего техническим требованиям, установленным Приложением N 1 к Контракту "Спецификация", что отражено в акте пуско-наладочных работ от 11.07.2023.
В этой связи ООО "Лабораторное Оборудование" 26.09.2023 произвело повторную поставку Товара. Однако поставленный Товар также не соответствовал техническим требованиям, установленным Приложением N 1 к Контракту "Спецификация", что отражено в акте выполненных работ от 26.09.2023.
Кроме того, Заказчиком было получено письмо исх. N 415/3217 от 27.09.2023, подтверждающее невозможность надлежащего исполнения обязательств по Контракту со стороны ООО "Лабораторное Оборудование".
На основании ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в частности, в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
Учитывая изложенное, на основании ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 13.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Лабораторное Оборудование" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в целях исполнения обязательств по Контракту ООО "Лабораторное Оборудование" осуществило поставку Товара 11.07.2023, однако во время проведения пуско-наладочных работ в соответствии с актом от 11.07.2023 установлено несоответствие техническим требованиям, а именно:
- отсутствие встроенного флуориметра,
- невозможность определить длину волны возбуждения,
- нефункциональность адаптера для пробирок 0,5 мл,
- отсутствие в комплекте пробирок 0,5 мл, пригодных для работы с флуориметром;
- не работали холостой и автоматический режимы измерения.
ООО "Лабораторное оборудование" предприняло меры для устранения выявленных недостатков и осуществило повторную пуско-наладку Товара.
Вместе с тем в соответствии с актом выполненных работ от 26.09.2023 снова были выявлены недостатки:
- в ходе измерения и построения калибровочной кривой прибор показывал отличающуюся концентрацию стандартов от известных параметров. Значения имели широкий спектр расхождения при повторном измерении одних и тех же проб;
- низкие концентрации воспринимались как нулевые, хотя таковыми не являлисья, а значения высоких концентраций занижались в 2 раза.
Проведя анализ повторного несоответствия прибора техническим требованиям, Участник установил, что неисправность вызвана нестабильной работой детектирующего устройства 2048-element linear CCD array, производства компании B&W Тек (Плейнсборо Тауншип, Нью-Джерси, Соединённые Штаты Америки). Был проведён ремонт и перепрограммирование детектирующего устройства с 2048 элементами матрицы в техническом центре ООО "Лабораторное Оборудование". Однако при повторном вводе в эксплуатацию произошёл окончательный сбой микропроцессора детектирующего устройства, в связи с чем провести перепрограммирование невозможно без инструкций производителя, которые являются коммерческой тайной, в связи с чем требуется полная замена детектора на новый.
В силу введённых в отношении Российской Федерации недружественными странами, в том числе США, санкционных мер и рестрикционных ограничений, особенно в части поставки любых сложных электронных компонентов, срок поставки нового детектора составила бы не менее 5 календарных месяцев.
27.09.2023 Участник обратился в адрес Заказчика с предоставлением информации о невозможности надлежащего исполнения обязательств по Контракту в установленный срок и просьбой о расторжении Контракта по соглашению сторон, с учётом того, что выплата аванса по Контракту не предусмотрена. Однако Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Лабораторное Оборудование" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что факт неисправности Товара не свидетельствует о цели ООО "Лабораторное оборудование" намеренно уклониться от исполнения Контракта.
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС Участник не представил документы, свидетельствующие о невозможности исполнения Контракта в соответствии с его условиями, как и о добросовестном поведении ООО "Лабораторное оборудование" при исполнении Контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, однако не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении ООО "Лабораторное оборудование".
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Лабораторное Оборудование", ИНН: 7704185618; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Карпов Игорь Игоревич, ИНН: 781708963201; сведения об участниках/учредителях юридического лица: Кузина Елена Леонидовна, ИНН: 772738874522, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Лабораторное Оборудование" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
26.10.23 |
30.10.23 |
26.10.23 |
0 |
26.10.23 |
02.11.23 |
01.11.23 |
0 |
07.11.23 |
07.11.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 ноября 2023 г. N РНП-78-1511/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2023