Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик):
ООО Градостроительный институт "Мирпроект" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26468-ЭП/23 от 17.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по переустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения "Буферный парк между Детскосельским бульв., Петербургским шоссе и р. Кузьминкой" (извещение N 0372200202322000013),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по переустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения "Буферный парк между Детскосельским бульв., Петербургским шоссе и р. Кузьминкой" (извещение N 0372200202322000013) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 26 606 699,65 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2022 N ИЭОК2 победителем Конкурса признано ООО Градостроительный институт "Мирпроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО Градостроительный институт "Мирпроект заключен государственный контракт N 28/22 от 01.07.2022 на сумму 26 600 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО Градостроительный институт "Мирпроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить проектно-изыскательские работы по переустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения "Буферный парк между Детскосельским бульв., Петербургским шоссе и р. Кузьминкой" (далее - Работы).
В соответствии с планом выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) Заказчиком установлен срок окончания работ по разработке проектной и рабочей документации, согласование с заинтересованными ведомствами и организациями. Вместе с тем документация в адрес СПБ ГКУ "ЦКБ" не представлена.
По состоянию на 04.10.2023 Участником были нарушены сроки по следующим пунктам плана Работ:
1. Разработка и согласование проекта благоустройства элементов благоустройства с Комитетом по градостроительству и архитектуре в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961. Срок окончания выполнения работ - 03.04.2023. Результат работ не представлен Участником.
2. Разработка проектной и рабочей документации, согласование с заинтересованными ведомствами и организациями. Срок окончания работ - 10.05.2023. Результат работ не представлен.
3. Получение заключения экспертной оценки сметной документации на соответствие техническим регламентам и нормативам в области сметного нормирования и ценообразования в СПб ГАУ "ЦГЭ". Внесение изменений и корректировок в случае необходимости. Срок окончания работ - 10.07.2023. Результат работ не представлен.
Срок окончания Работ по Контракту - 10.07.2023. Срок действия Контракта - 01.12.2023.
Участник не исполнил требования Заказчика об устранении недостатков в установленный Заказчиком срок. Более того Участником были нарушены промежуточные сроки выполнения Работ, установленные Планом работ более чем на 30 календарных дней.
В адрес Участника неоднократно оправлялись письма, предписания, с требованием устранить замечания с указанием сроков устранения: исх. N 01-11-1251/23-0-0 от 10.05.2023; исх. N 01-11-1684/23-0-0 от 07.06.2023; исх. N 01-11-1684/23-0-0 от 07.07.2023; исх. N 01-11-9512/23-0-1 от 22.08.2023; исх. N 01-11-10022/23-0-1 от 05.09.2023 (срок исполнения 10.09.2023), однако, по состоянию на 06.10.2023 ответов на направленные письма и претензии от Участника не было, выявленные нарушения не устранены.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ч. 3 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.5 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО Градостроительный институт "Мирпроект" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что 13.10.2023 ООО Градостроительный институт "Мирпроект" направило на официальную электронную почту Заказчика ответ (от 12.10.2023 N 3014-23) на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта с сопроводительным письмом о передаче Работ (далее - Ответ от 12.10.2023 N 3014-23) с предложением отменить Решение, и ссылку, по которой доступна для скачивания в электронном виде разработанная в ходе исполнения Контракта Документация (вх. N 1-11-12051/23-0-0 направлен Заказчиком 16.10.2023). 16.10.2023 Участник передал Заказчику на бумажных носителях под отметку о получении Ответ от 12.10.2023 N 3014-23, разработанную документацию, Акт приема-передачи результатов работ на фактически выполненный Участником объем Работ, накладную, счет на оплату и счет-фактуры. Документация также передана в формате .pdf на CD диске. Ответ от 12.10.2023 N 3014-23 оставлен Заказчиком без рассмотрения.
Также представитель Участника пояснил, что в ходе исполнения Контракта ООО Градостроительный институт "Мирпроект" были приняты все меры для надлежащего исполнения условий Контракта, в то время как Заказчик не исполнял надлежащим образом свои обязанности, создавая существенные препятствия для выполнения Работ в сроки, установленные Контрактом. В этой связи представитель Участника считает Решение Заказчика не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации и заключенной гражданско-правовой сделке по следующим основаниям.
1. Заказчик при заключении Контракта заведомо установил невыполнимые сроки выполнения Работ.
При заключении Контракта 01.07.2022 Приложением N 2 к Контракту утвержден План выполнения проектно-изыскательских работ, согласно которому результаты выполнения работ по этапам 1.1., 1.2., 1.3. выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий должны были быть сданы Заказчику 01.07.2022, то есть непосредственно в день заключения Контракта. Ландшафтный анализ и инвентаризация зеленых насаждений, обследование по санитарному и качественному состоянию зеленых насаждений следовало выполнить 01.09.2022, то есть через 2 месяца после выполнения изысканий.
Итоговая дата выполнения Работ по Контракту была установлена 10.07.2023, то есть через 375 календарных дней с даты заключения Контракта.
Учитывая невозможность исполнения указанных условий, сторонами Контракта 01.07.2022 заключено Дополнительное соглашение N 1 к Контракту, согласно которому срок выполнения 1-го этапа увеличен всего на 22 дня (вместо 01.09.2022 установлено 23.09.2022). С учетом нового срока ландшафтный анализ и инвентаризацию зеленых насаждений, обследование по санитарному и качественному состоянию зеленых насаждений следовало выполнить параллельно с изысканиями, что является заведомо неисполнимым и неверным. При этом окончательная дата выполнения Работ по Контракту осталась неизменной - 10.07.2023.
Увеличение срока выполнение Работ по Этапу 1 произведено исключительно за счет сокращения более, чем в 1,5 раза срока Работ по этапу 2.4. "Разработка проектной и рабочей документации, согласование с заинтересованными ведомствами и организациями": с 62 дней (с 10.03.2023 по 10.05.2023) д о 38 дней (с 03.04.2023 по 10.05.2023).
Таким образом, существовавшая на дату заключения Контракта объективная невозможность выполнить Работы по Этапу 1 за один день в итоге была "исправлена" за счет сокращения сроков выполнения Работ по Этапу 2. При этом, вопрос необходимости предоставления дополнительного периода для выполнения Работ по Контракту не был решён, а лишь перемещён Заказчиком по времени на более поздний период, на Этап 2, без, в итоге, разрешения.
По мнению представителя Участника, указанные обстоятельства, связанные с невозможностью исполнения условий Контракта, свидетельствуют о нарушении Заказчиком прав и законных интересов Участника еще на стадии заключения Контракта.
2. Требования к Работам, установленные Заказчиком в Контракте, содержали противоречия, некорректные формулировки, вследствие чего требования к результату Работ не были достаточным образом детализированы. При этом Участник выполнял многочисленные указания Заказчика, что повлекло значительное увеличение объема Работ и явилось препятствием к выполнению Работ в сроки, установленные Контрактом.
2.1. Увеличение площади объекта без увеличения сроков выполнения Работ.
Пунктом 10.1 Задания на выполнение проектно-изыскательских работ (Приложение N 1 к Техническому заданию) (далее - Задание на проектирование) площадь объекта определена в размере 54,6647 га.
10.08.2022 письмом N 3117-22 Участник уведомил о несоответствии переданных исходных данных для проектирования, как в приложениях к Контракту: в п. 10 Задания на проектирование -54,6647 га, в Приложении N 3 к Заданию на проектирование, Задание КГА на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства от 10.03.2022 N 01-47-5-7282/22 - 535014 кв. м., так и несоответствие площади Закону Санкт-Петербурга N 430-85 от 08.10.2007 "О зеленых насаждениях общего пользования" и запросил разъяснения относительно того, какое значение площади считать актуальным.
17.08.2022 Заказчиком подано заявление в КГА от 17.08.2022 N 50607092 на выдачу нового задания на разработку проекта благоустройства с целью установления точной площади проектирования (письмо СПб ГКУ "ЦКБ" от 17.08.2022 N 01-11-8295/22-0-0).
Также 17.08.2022 СПб ГКУ "ЦКБ" письмом N 01-11-8187/22-0-0 уведомил Участника, что не имеет возможности предоставить градостроительный план земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок не учтен в качестве объекта права собственности ввиду отсутствия характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи и установить границы землепользования. Дополнительно Заказчик предложил руководствоваться заданиями КГА (Приложения N 2, N 3 к Заданию на проектирование).
Указанное обстоятельство является нарушением Заказчиком подп. 1 ч. 6 ст. 48, ч. 1 ст. 57.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
08.11.2022 письмом N 01-11-3919/22-0-0 Заказчик уведомил Участника, что Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 375-72 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О зеленых насаждениях общего пользования" установлены новые площадь и граница Объекта - 57,4025 га. и сообщил, что 31.10.2022 им подано в КГА заявление N 51847695 на выдачу нового задания на разработку проекта благоустройства (взамен полученных ранее заданий) с целью установления точной площади проектирования.
То есть Заказчик сообщил о корректировке предмета Контракта в виде изменения площади объекта зеленых насаждений только через 4 месяца с даты заключения Контракта и через 3 месяца после получения запроса Участника.
Таким образом, по состоянию на 08.11.2022 Заказчик не предоставил информацию о площади проектирования, в нарушение требований подп. 1 ч. 6 ст. 48, ч. 1 ст. 57.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации не предоставил градостроительный план земельного участка.
Проект Дополнительного соглашения N 2 к Контракту, устанавливающего изменение площади объекта, и стоимости Работ по Контракту, направлен Заказчиком с сопроводительным письмом от 26.05.2023 N 01-11-1501/23-0-0, то есть через 6 месяцев с даты уведомления об увеличении площади объекта.
При этом локальные сметы, являющиеся приложениями к Расчету цены контракта (Приложение N 2 к Дополнительному соглашению N 2 к Контракту), Заказчик направил только 12.07.2023 с письмом N 01-11-7328/23-0-1.
При этом Заказчик не согласовал продление срока выполнения Работ по Контракту ввиду увеличенного объёма Работ.
Учитывая, что при предоставлении Заказчиком 26.05.2023 изменений площади проектирования на 2,7378 га окончательный срок выполнения Работ Дополнительным соглашением N 2 не изменялся (10.07.2023), следовал вывод о невозможности проведения Участником в указанный срок дополнительных инженерных изысканий, и, соответственно, проектных работ.
2.2. Несоответствия условий Технического задания условиям Заданий Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства.
При заключении Контракта требования к выполняемым Работам, содержащиеся в приложениях к Контракту (Задание на проектирование, Задание КГА на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства от 27.12.2021 N 01-21-18-43918/21 (Приложение N 2 к Техническому заданию), Задание КГА на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства от 10.03.2022 N 01-47-5-7282/22 (Приложение N 3 к Техническому заданию), содержали противоречия, в ходе выполнения Работ Заказчиком не определен перечень конкретных требований к результату Работ, что привело к многократным корректировкам и исправлениям проекта благоустройства объекта, явившихся причиной задержки оформления результатов Работ.
При этом, представленные Заказчиком Задания КГА на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства содержат несоответствующие Техническому заданию требования к результату Работ.
Так, письмом исх. N 3118-22 от 10.08.2022 Участник запросил уточнение о необходимости проектирования архитектурной подсветки в связи с тем обстоятельством, что согласно п. 8.2.2 Приложения N 1 к Заданию на проектирование проектные решения должны содержать архитектурную подсветку. В то же время в п. 1.6. Приложения N 3 к Заданию на проектирование (Задание Комитета по градостроительству и архитектуре на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства от 10.03.2022 N 01-47-5-7282/22) архитектурная подсветка исключена из объема проектирования.
Изложенные Заказчиком в п. 15 Задания на проектирование основные требования к архитектурно-планировочному решению и благоустройству, в частности, перечень малых архитектурных форм (детское игровое оборудование, садовые диваны, скамьи, урны), не соответствуют заданиям КГА в части элементов благоустройства (Приложения N 2, 3 к Заданию на проектирование).
Кроме того, 16.09.2022 Заказчик направил Участнику для учета в работе очередное, третье Задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства, выданного письмом КГА от 12.09.2022 N 01-47-18-32453/22 (Письмо Заказчика 16.09.2022 N 01-11-3288/22-0-0).
2.3. Новые исходные данные по результатам общественных обсуждений.
03.08.2023 письмом N 01-11-2319/23-00 Заказчик запросил у Участника информацию о готовности к проведению общественных обсуждений проекта, разрабатываемого в рамках Контракта.
Сопровождение общественных обсуждений проекта не является этапом выполнения Работ согласно Контракту, об указанном дополнительном объёме работ Участник узнал от Заказчика 03.08.2023 из указанного письма.
Подрядчик в свою очередь письмом N 2466-23 от 10.08.2023 сообщил о готовности к участию в общественных обсуждениях проектов, разработанных в рамках Контракта.
По результатам общественных обсуждений в рамках выполнения проектно-изыскательских работ по переустройству объекта, состоявшихся 27.09.2023, Заказчик направил Участнику протокол общественных обсуждений с сопроводительным письмом от 03.10.2023 года N 01-11-2915/23-0-0 для подписания в срок до 05.10.2023.
04.10.2023 Участник с сопроводительным письмом N 2982-23 направил Заказчику подписанный протокол. С учетом фактических результатов общественных обсуждений Участник скорректировал в протоколе пункт "предусмотреть установку столов для настольного тенниса (6-8 пгг.)" на "предусмотреть теннисные корты (6-8 шт.)".
Тем самым Участник, понимая важность максимально оперативно отреагировать на общественные обсуждения, выразил готовность провести корректировку Работ в соответствии с их результатами, которые существенно изменило исходные данные.
При этом Заказчиком не предложено соответствующее изменение условий Контракта, увеличивающее срок выполнения Работ.
Таким образом, 04.10.2023 Участником приняты в работу изменения в требованиях к результату Работ по Контракту, определенных по результатам общественных обсуждений, и внесены существенные корректировки в ранее разработанную на основании Технического задания и Задания на проектирование документацию, в частности:
- внесены корректировки в покрытие, исключен деккинг вокруг пруда для возможности гнездования птиц;
- лист с парком сказок "Лукоморье", разработанном ООО "Светоч", обозначен в тонких серых линиях;
- скорректирована визуализация;
- проект откорректирован в части "увязки" существующей и проектируемой велодорожки, предусмотрено кольцо;
- проект откорректирован в части увеличения количества велодорожек, добавлен подъезд к спортивным площадкам;
- проект откорректирован в части исключения надписи "фудкорт";
- проект откорректирован в части наличия качелей для катания взрослых людей, запрошено КП;
- добавлена визуализация зоны для шахмат;
- предусмотрено устройство аллеи памяти жертвам блокады Ленинграда;
- проект откорректирован в части переноса памп-трек к роллердрому;
- проект откорректирован в части исключения установки на одном их прудов деккинга и шезлонгов для сохранения популяции птиц;
- проектные решения согласованы с парком сказок "Лукоморье", разработанном ООО "Светоч", и "увязаны" на генплане;
- проект откорректирован в части установки информационного стенда с описанием истории происхождения руин и истории развития Царскосельской железной дороги;
- предусмотрен раздельный сбор мусора у мест приема пищи;
- проект откорректирован в части размещения теннисных кортов;
- проект откорректирован на предмет исключения пересечений велодорожек и пешеходных маршрутов;
- предусмотрены площадки с точками быстрого питания;
- проект откорректирован в части стилизации малых архитектурных форм в одном стиле.
Таким образом, по мнению представителя Участника, обстоятельства нарушения Заказчиком законных требований в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации по предоставлению градостроительного плана земельного участка, необходимых исходных данных - технических условий/требований на выполнение работ в охранных зонах инженерных сетей, технических условий/требований на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, взаимопротиворечащих условий, содержащихся в Задании на проектировании и Заданиях КГА, доказывают отсутствие вины Участника в непредставлении результата работ по Контракту в установленным им сроки.
Обстоятельства существенного изменения Заказчиком в период действия Контракта исходных данных вследствие их изначальной некорректности и неопределенности повлекли многочисленные корректировки результатов Работ.
3. Неисполнение Заказчиком встречных обязательств создавало препятствия к выполнению Работ Участником.
3.1. Заказчик затягивал сроки согласования презентационных материалов.
В соответствии с Планом выполнения проектно-изыскательских работ окончание срока разработки презентационных материалов, согласование их с Заказчиком и КБ СПб - 01.02.2023.
20.12.2022, те есть заблаговременно, Участник передал Заказчику Альбом "Концепция. Буферный парк между Детскосельским бульваром, Петербургским шоссе и р. Кузьминкой" (письмо N 4899-22 от 20.12.2022, вх. номер Заказчика 01-11-13909/22-00 от 20.12.2022).
13.02.2023, то есть по истечении срока, установленного Контрактом для выполнения данных работ, Участник получил от Заказчика письмо N 01-11-350/23-0-0 от 09.02.2023 о том, что по итогу рассмотрения концепции переустройства на совещании, проходившем 08.02.2023 в Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга (КБ СПб), был выявлен ряд замечаний. При этом перечень выявленных замечаний Заказчик к письму не приложил, предоставив их исключительно в устной форме.
14.02.2023 Участник повторно передал Заказчику Альбом "Концепция. Буферный парк между Детскосельским бульваром, Петербургским шоссе и р. Кузьминкой", дополненный различными вариантами малых архитектурных форм, вариантами оборудования освещения и спортивных площадок по устным замечаниям Заказчика (письмо N 0557-23 от 14.02.2023 с отметкой о получении Заказчиком).
30.03.2023 Участник в очередной раз направил Заказчику Альбом "Концепция. Буферный парк между Детскосельским бульваром, Петербургским шоссе и р. Кузьминкой", дополненный различными вариантами малых архитектурных форм, вариантами оборудования освещения и спортивных площадок по устным замечаниям Заказчика, в Альбоме представлены два варианта стилистического оформления благоустройства парка (письмо N 1014-23 от 30.03.2023 с отметкой о получении Заказчиком).
17.04.2023 Участник получил от Заказчика письмо N 01-11-999/23-0-0 от 14.04.2023 с информацией о том, что "В ответ на Ваше обращение о предоставлении Альбома "Концепция. Буферный парк между Детскосельским бульваром, Петербургским шоссе и р. Кузьминкой" от 30.03.2023 N 01-11-2939/23-0-0 сообщаем следующее. По результату рассмотрения представленных материалов СПб ГКУ "ЦКБ" не имеет принципиальных возражений".
То есть Заказчик почти 4 месяца рассматривал концепцию, которая является основополагающим документом для Участника и направляет его дальнейшую работу, так как определяет стилистическое оформление благоустройства парка и основные векторы благоустройства. При этом Заказчик с целью оставления за собой в дальнейшем возможность дать замечания к концепции не указывает в письме N 01-11-999/23-0-0 от 14.04.2023 прямо "Концепция согласована", а использует не правовую формулировку "не имеет принципиальных возражений".
Тем самым подтверждается, что Заказчик не только при заключении Контракта, но и через 8 месяцев после его заключения даже для себя не сформулировал каким образом следует осуществить благоустройство объекта. В следствие чего Участник был вынужден неоднократно переделывать, корректировать работу по Контракту, что в итоге повлекло невозможность исполнения в срок, установленный Контрактом.
3.2. Заказчик не предоставлял исходные данные, которые Участник не имел возможности получить без его содействия.
Письмом от 20.01.2023 исх. N 0192-23 Участник запросил у Заказчика предоставить технические условия подключения объекта к сетям наружного освещения. 03.04.2023 письмом исх. N 1070-23 Участник запросил у Заказчика уточнить техническую возможность подключения объекта к электрическим сетям в пределах, существующих/выделенных мощностей объекта. Письмом исх. N 1133-23 от 07.04.2023 Участник направил запрос Заказчику с просьбой указать возможную точку присоединения сетей наружного освещения к электрической сети и подтвердить техническую возможность подключения объекта, в рамках ранее направленных нагрузок.
07.07.2023 в связи с неисполнением Заказчиком указанных встречных обязательств по Контракту, а именно не представлением Заказчиком в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимых исходных данных - технических условий/требований на выполнение работ в охранных зонах инженерных сетей, технических условий/требований на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, Участник письмом исх. N 2123-23 в соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ, п. 4.4.8. Контракта уведомил Заказчика о приостановке Работ по Контракту в связи с невыполнением Заказчиком встречных обязательств по Контракту.
Запрашиваемые исходные данные Заказчик предоставил только 17.07.2023 с сопроводительным письмом N 01-11-2131/2300.
Кроме того, Заказчиком в период действия Контракта не были представлены неоднократно запрашиваемые Участником исходные данные:
- Письмо главного распорядителя бюджетных средства (письмо ГРБС), без которого невозможно получить заключение экспертной оценки сметной документации на соответствие техническим регламентам и нормативам в области сметного нормирования и ценообразования в СПБ ГАУ "Центр государственной экспертизы" (письма N 2488-23 от 11.08.2023, N 2931-23 от 29.09.2023).
- запрошенные у филиала ПАО "Ростелеком" технические условия на врезку в колодец N 143 (Детскосельский бульвар) и прокладку оптического кабеля емкостью 24 волокна в существующей кабельной канализации ПАО "Ростелеком", схемы существующей кабельной канализации (для прокладки ВОК-24) (запрошены письмом Заказчика N 01-11-9796/23-02 от 30.08.2023 на основании письма Участника N 2245-23 от 24.08.2023), что является встречным обязательством Заказчика в соответствии с п. 1 ст. 328 ГК РФ.
Без указанных данных Участник не имел возможности выполнить проектные работы по Контракту в полном объёме.
3.3. При заключении Контракта Заказчик представил неактуальные исходные данные и в процессе исполнения Контракта не предоставлял информацию об изменении в первоначальных исходных данных, влияющих на выполнение Работ по Контракту.
Письмом субподрядчика ООО "Версалия" исх. N 58 от 12.10.2023 Участнику было сообщено, что по результатам совещания в АО "Садово-парковое предприятие" выявлены следующие изменения на территории объекта проектирования, не связанные с выполнением Участником Работ по Контракту:
1) в мае 2023 года в центральной части парка в районе прудов организована яблоневая аллея имени Владимира Жириновского. Участнику необходимо сохранить существующие яблони и оставить свободное пространство для высадки новых яблонь;
2) в районе центральной аллеи высажено 137 сосен, которые отсутствовали в изначальных исходных данных;
3) в северной части парка организована "Аллея ангелов", состоящая из 25 кленов. Участнику необходимо сохранить данную аллею и учесть информацию о ней при проектировании.
Заказчик не довел до Участника информацию об изменении исходных данных, влекущих существенное изменение объема и сроков выполнения Работ по Контракту, в том числе, и по принятому Заказчиком Этапу 1.
4. Обстоятельства добросовестного исполнения Участником Работ по Контракту и передачи результатов Работ Заказчику.
Несмотря на то, что Заказчик не только не содействовал в выполнении Работ Участником, но и искусственно создавал дополнительные препятствия для выполнения Работ Участником были представлены результаты Работ по Этапу 2, выполненных исходя из имеющейся информации и данных:
- Альбом "Концепция. Буферный парк между Детскосельским бульваром, Петербургским шоссе и р. Кузьминкой" (передан с накладной) (письмо N 4899-22 от 20.12.2022);
- проектные решения, увязанные с ООО "Светоч", генплан (письмо N 1648-23 от 26.05.2023);
- визуализация объекта в виде альбома "Проект благоустройства элементов благоустройства" (письмо N 1997-23 от 27.06.2023);
- проектная и рабочая документация, выполненная на дату приостановки Работ, и доступная для скачивания по указанным ссылкам (письмом N 2123-23 от 07.07.2023);
- сметная документация, доступная для скачивания по указанной ссылке (письмо N 2364-23 от 28.07.2023).
Также факт передачи Заказчику результат Работ подтверждается и иной перепиской сторон.
25.08.2023 с письмом N 2644-23 Заказчику была направлена Справка о выполнении или передаче работ по объекту: "1091-Буферный парк" содержащая информацию о передаче работ.
05.09.2023 Заказчик направил разработанную Участником концепцию переустройства объекта в Администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга для содействия в проведении общественных обсуждений по объекту.
Указанное подтверждает, что ООО Градостроительный институт "Мирпроект" действовало добросовестно, в рамках возможностей, определяемых имеющейся у него в наличии частично предоставленной Заказчиком документации.
Выполнение Участником работ по Этапу 1 подтверждается Актом от 21.12.2022 N 28/22-1 приема-передачи результатов работ по Государственному контракту от 01.07.2022 N28/22 (результаты инженерных изысканий), подписанным обеими сторонами Контракта.
5. Наличие в действиях Заказчика по одностороннему отказу от исполнения Контракта признаков злоупотребления правом.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РФ допущенное лицом злоупотребление правом влечет отказ в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применение иных мер, предусмотренных законом.
20.09.2023 Заказчик в письме N 01-11-2759/23-0-0 от 20.09.2023 уведомил Участника, что им было подано заявление в КГА на выдачу нового задания с включением необходимых элементов благоустройства (вх. N 01-47-54196/23 от 19.09.2023). Получение нового задания влекло изменение исходных данных для выполнения Работ по Контракту по причинам, связанным исключительно с Заказчиком.
По состоянию на 06.10.2023, дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, новое задание КГА им получено не было.
27.09.2023 Заказчик провел общественные обсуждения, по результатам которых Заказчик также должен был обратиться к КГ А на выдачу нового задания с корректировкой исходных данных.
03.10.2023 Заказчик с сопроводительным письмом N 01-11-2915/23-0-0 от 03.10.2023 направил Участнику протокол общественных обсуждений с указанием подписать его в срок до 05.10.2023
04.10.2023 Участник с сопроводительным письмом N 2982-23 направил Заказчику подписанный Протокол с корректировкой в соответствии с фактическими результатами общественных обсуждений.
Тем самым Участник выразил готовность провести корректировку Работ в соответствии с результатом общественных слушаний.
06.10.2023 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
То есть Заказчик через 10 дней после того, как провел общественные обсуждения и через день после того, как довел до сведения Участника дополнительные требования к результату Работ, в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта по причине нарушения Участником промежуточных сроков выполнения Работ.
По мнению представителя Участника, вышеизложенное с совокупностью всех иных обстоятельств исполнения Контракта со стороны Заказчика, свидетельствует о наличии в его действиях признаков злоупотребления права.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО Градостроительный институт "Мирпроект" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях ООО Градостроительный институт "Мирпроект", как исполнителя настоящего Контракта, отсутствовали признаки недобросовестности, а напротив, Участником были приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО Градостроительный институт "Мирпроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО Градостроительный институт "Мирпроект" (ИНН: 7717545650), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2023 г. N РНП-78-1450/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2023