Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА ВМО пос. Усть-Ижора (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Татарникова Евгения Александровича (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27412-ЭП/23 от 26.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению автобусных экскурсий (извещение N 0172300009723000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению автобусных экскурсий (извещение N 0172300009723000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 705 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Татарников Е.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Татарниковым Е.А. заключен государственный контракт N 0172300009723000003 от 14.03.2023 на сумму 507 600,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 9.5 и 9.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Татарниковым Е.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по организации и проведению досуговых мероприятий - автобусных экскурсий (далее - Работы) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 2.1 Контракта начало оказания Услуг - с момента заключения Контракта, окончание оказания услуг - по 31.10.2023 в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту). Точную дату и время проведения экскурсий устанавливает Заказчик согласно Заявке.
Исполнителем при оказании Услуги по проведению экскурсии по Заявке Заказчика по тематике: "Водная экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга" были выявлены следующие нарушения:
Исполнитель не оказал данную услугу Заказчику при наличии документально подтвержденного согласия со своей стороны на оказание данной услуги (акт Заказчика от 03.08.2023 о непроведении экскурсии), а именно:
10.07.2023 (исх. N 359 МА/2023) Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена заявка на проведение экскурсии по тематике: "Водная экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга",
21.07.2023 от Исполнителя поступило подтверждение о проведении экскурсии по заявке Заказчика на установленную дату проведения экскурсии - 03.08.2023 года (письмо Исполнителя исх. N 11/12 от 21.07.2023),
24.07.2023 от Исполнителя поступило сообщение о начале проведения экскурсии - 09.00 часов,
03.08.2023 Исполнителем не была оказана услуга по тематике: "Водная экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга".
Вместо оказания Услуги Исполнителем было направлено письмо в адрес Заказчика о приостановке исполнения Контракта в связи с неоплатой по документу о приемке N 62 от 01.08.2023.
В связи с этим, Заказчиком в адрес Исполнителя было направлена претензия (исх. N 465 МА/2023 от 29.08.2023).
28.09.2023 года при оказании Услуги по проведению экскурсии по Заявке Заказчика по тематике: "Тематическая экскурсия по городу, посвященная истории блокады Ленинграда и жизни города во время Великой Отечественной войны с посещением Пискаревского мемориального кладбища, Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда" были выявлены следующие нарушения:
19.09.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя были направлены заявки на проведение экскурсии (исх. N506 ма/2023 от 19.09.2023, исх. N520 ма/2023 от 25.09.2023)
В связи с этим, Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена претензия (исх. N 549 МА/2023 от 02.10.2023)
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.5 и п. 9.8 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Татарниковым Е.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п.1 ст.781 ГК РФ).
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.1 ст.408 ГК РФ Надлежащее исполнение прекращает обязательство.
У Заказчика имелись неисполненные обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского кодекса РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Согласно п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Соответственно, до момента полного погашения задолженности по встречному обязательству Исполнитель мог не исполнять взятые на себя обязательства.
Исполнитель направлял в адрес Заказчика уведомления о приостановке исполнения обязательств до момента оплаты его оказанных услуг.
По мнению Участника, на стороне Заказчика имелась задолженность перед Исполнителем, что говорит об отсутствии какого-либо ущерба Исполнителем Заказчику.
Так же Исполнитель согласно Контракту должен оказывать услуги исходя из предмета Контракта, а именно - автобусные экскурсии, что подразумевается с использованием автобуса - наземного вида транспорта, а не с использованием водного транспорта.
Таким образом, наличие противоречивости в предмете оказания Услуг и в заявке, которую Заказчик направил на проведение 03 августа 2023 г. водной экскурсии по каналам и рекам Санкт-Петербурга ставит под сомнение правомерность исполнения такой заявки.
Ранее Исполнитель оказывал в полном объеме Услуги, что подтверждается Заказчиком.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Татарникова Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что на момент направления и назначенной датой оказания Услуг у Заказчика перед Исполнителем не имелось задолженности по ранее оказанным Услугам, а именно по документу о приемке N 62 от 01.08.2023, поскольку в соответствии с п. 2.5 Контракта оплата по Контракту производится путем безналичного перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации (рубль) на расчетный счет Исполнителя, указанный в Контракте. Авансирование не предусмотрено. Срок оплаты Заказчиком оказанной Услуги (ее результатов), предусмотренный Контрактом, должен составлять не более семи рабочих дней с даты надлежаще оформленного и подписанного Заказчиком документа о приемке в электронной форме с приложением документов, которые считаются его неотъемлемой частью в соответствии с порядком, установленным разделом 5 Контракта.
Согласно п. 4 ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Таким образом, Участник не мог требовать оплаты по документу о приемке N62 от 01.08.2023, поскольку на тот момент данный документ еще не был подписан Заказчиком.
Также, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что ИП Татарников Е.А. включен в реестр недобросовестных поставщиков за 2023 год 3 раза, данное обстоятельство было учтено Комиссией при рассмотрении дела.
Вместе с тем, Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в соответствии с его условиями.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Татарникова Евгения Александровича, ИНН: 645408201709, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Татарникова Евгения Александровича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.10.23 |
26.10.23 |
26.10.23 |
0 |
26.10.23 |
02.11.23 |
01.11.23 |
0 |
07.11.23 |
07.11.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 ноября 2023 г. N РНП-78-1508/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2023