Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Балтийской таможни (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "ПРК" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27507-ЭП/23 от 27.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных сетей, систем и оборудования зданий и сооружений Балтийской таможни (извещение N 0372100010921000070),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных сетей, систем и оборудования зданий и сооружений Балтийской таможни (извещение N 0372100010921000070) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 8 528 521,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2021 N 0372100010921000070-3 победителем Аукциона признано ООО "ПРК".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПРК" заключен государственный контракт N А.2021.1221070 от 13.01.2022 на сумму 7 749 511,91 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.6.1 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПРК".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по техническому обслуживанию инженерных сетей, систем и оборудования зданий и сооружений Заказчика (далее - Работы) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с разделом 2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) установлена периодичность и объемы Работ.
В соответствии с актами выполненных работ за период с февраля по сентябрь 2023 года, составленные совместно с участием Подрядчика фиксировались факты неисполнения обязательств по Контракту.
В связи с систематическим нарушением Участником обязательств, предусмотренных Контрактом, представителем Заказчика был проведен ряд экспертиз.
В период определенного Контрактом срока Подрядчик систематически нарушал периодичность выполнения работ в соответствии с Техническим заданием. Указанные нарушения подтверждаются подписанными сторонами актами выполненных работ от 28.02.2023 N02, от 27.03.2023 N03, от 31.03.2023 N03/2, от 31.05.2023 N 05, от 23.06.2023 N6/1, от 30.06.2023 N6/3, от 31.07.2023 N7, от 31.08.2023 N7, а также в связи с систематическим нарушением Участником обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчиком был проведен ряд экспертиз: от 01.03.2023, от 31.03.2023, от 01.06.2023, от 23.06.2023, от 03.07.2023, от 03.08.2023, от 08.09.2023.
В связи с вышеизложенным на основании п.2 ст. 405, п.3 ст. 708, п.3 ст. 723 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.6.1 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 11.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с п. 1.2 Контракта период выполнения Работ:
- по адресам:
Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32, литер А;
Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 6, корп. 1, литер А;
Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, дом 4, литер А;
Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Посадская, дом 54 литер Б;
Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Петровская, дом 8, корп. 4;
Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Петровская, дом 10, корп. 4
с даты заключения контракта (не ранее 01.01.2022) по 31.12.2023.
- по адресу: Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 16, корп.1, литер А, пом.108-Н - с даты заключения Контракта (не ранее 01.01.2022) по 28.02.2022.
Заказчик, отказываясь от исполнения Контракта ссылается на то, что при исполнении условий Контракта Подрядчик систематически нарушал периодичность выполнения Работ, предусмотренных Техническим заданием, при этом Заказчик указывает что совместно с Подрядчиком составлял об этом акты.
В соответствии с перечисленными Заказчиком в Решении актами в период с 01.02.2023 по 31.08.2023 года нарушений выполнения Подрядчиком периодичности выполнения Работ, предусмотренных Контрактом сторонами, подписавшими названные акты, не зафиксировано. Кроме того, счета, выставленные Подрядчиком за Работы, выполненные в период, когда по мнению Заказчика были допущены Подрядчиком нарушения условий Контракта, оплачивались в полном объеме, в связи с чем Заказчик признавал отсутствие оснований для неоплаты Работ и отсутствие претензий.
Вместе с тем, Заказчиком были приняты и оплачены оказанные Участником Услуги на 6 239 015,70 рублей.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПРК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ПРК" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПРК" (ИНН: 7704497092), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 ноября 2023 г. N РНП-78-1516/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023