Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПБ ГБУ "ДОК "Дружных" (далее - Заказчик) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
при участии представителей:
ООО "Спас плюс" (далее - Заявитель):,
ООО "Торговый Дом "РусьРегионКомплект" (далее - Заинтересованное лицо):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27676-ЭП/23 от 30.10.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение N 0372200019923000175) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200019923000175. Начальная (максимальная) цена контракта - 204 759, 00 рублей.
В жалобе ООО "Спас плюс" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в отношении материала корпуса фильтра самоспасателя.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Описание объекта закупки.docx".
Согласно вышеуказанному документу Заказчиком установлены следующие требования к товарной позиции "Средство индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара": Комбинированный фильтр фильтрующего самоспасателя должен обеспечивать защиту одновременно от газов, паров и аэрозолей. Корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из сплава по ГОСТ 4784-2019 "Межгосударственный стандарт. Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые Марки" (обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра - образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала, что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки).
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Заказчиком установлено требование к материалу корпуса фильтра самоспасателя, предусмотренное документом по стандартизации, а именно корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из сплава по ГОСТ 4784-2019 "Межгосударственный стандарт. Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые Марки". При этом в описание объекта закупки включено обоснование установления данного требования: материл корпуса обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра - образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала, что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки.
Заказчиком установлено требование о том, что корпус фильтра самоспасателя должен быть выполнен из одного из предусмотренных в ГОСТ 4784-2019 сплавов. При этом в описании объекта закупки отсутствует требование об указании конкретного сплава алюминия в составе заявки участника. Установленному требованию будут соответствовать любые самоспасатели, фильтр которых выполнен из сплава металла, подверженного деформации.
Для изготовления корпуса фильтра самоспасателя используются полуфабрикаты (листы или ленты алюминиевые), в отношении которых применяется ГОСТ 4784-2019 согласно области его применения (ч. 1 ГОСТ 4784-2019).
Заказчик не предъявляет требования о соответствии материала корпуса фильтра из определенной марки алюминия или его сплава, обозначенных в ГОСТ 4784-2019, участник закупки не ограничен в возможности поставки самоспасателей с фильтром, корпус которого выполнен из любой марки алюминия или его сплава по классификации марок данного материала согласно ГОСТ 4784-2019. Фактически ГОСТ 4784-2019 содержит исчерпывающую классификацию марок алюминия и его сплавов, иных марок алюминия и его сплавов, не обозначенных в ГОСТ 4784-2019 не существует, в связи с чем поставка самоспасателей с фильтрами в корпусе из алюминия или его сплава не соответствующих ГОСТ 4784-2019 невозможна в силу отсутствия таковых.
Установленное требование к материалу корпуса фильтрующего самоспасателя является значимым для Заказчика, поскольку наличие вмятин на корпусе позволяет однозначно установить наличие повреждений составляющих фильтра: противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя, возникших при хранении или транспортировке продукции, следовательно, принять решение о применении другого (запасного) самоспасателя после извлечения его из упаковки. В случае с пластиковыми (полимерными) корпусами, которые применяются некоторыми производителями, повреждения противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя не могут быть визуально определены, так как пластиковый корпус обладает свойством обратимой деформации, т. е. при механических воздействиях на корпус он сохраняет свою целостность, при этом противоаэрозольный элемент и/или поглощающий слой повреждаются (деформируются), что снижает эффективность самоспасателя или полностью выводит его из строя. Отсутствие возможности визуального определения повреждений противоаэрозольного элемента и/или поглощающего слоя может привести к использованию в условиях чрезвычайной ситуации непригодного самоспасателя и, как следствие, причинению вреда здоровью пользователя путем отравления опасными химическими веществами.
Кроме того, применение металла в качестве материала корпуса фильтра самоспасателя гарантированно обеспечивает устойчивость к механическим повреждениям и длительному воздействию температур в условиях чрезвычайных ситуаций. Тогда как, применение пластика (полимерного материала), в частности наиболее распространенного для изготовления фильтров АБС-пластика, не обеспечивает гарантированную защиту при длительном воздействии открытого пламени в силу того, что данный материал имеет теплостойкость, в зависимости от марки, в пределах от 80 до 200, тогда как температура открытого пламени достигает 800. При длительном воздействие температуры открытого пламени пластик подвержен разрушению, что приводит к потере защитных свойств самоспасателя и ставит под угрозу здоровье и жизнь пользователя. Нормы ГОСТ Р 53261 рассчитаны лишь на кратковременное воздействие на самоспасатель высоких температур (в условиях лабораторных испытаний), тогда как в условиях реальной чрезвычайной ситуации, воздействие на самоспасатель высокой температуры может происходить в течение большего времени, нежели заявлено в ГОСТ Р 53261.
Из буквального содержания описания объекта закупки очевидно следует какие цели преследует Заказчик, устанавливая требование в отношении материала изготовления корпуса фильтра самоспасателя, а именно возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра, что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки.
Металлы, применяемые при изготовлении корпусов самоспасателей, являются искробезопасными по отношению к газопаровоздушным смесям, о чем свидетельствует заключение ФГБУ ВНИИПО МЧС России (прилагается). Вместе с тем широко известен факт способности полимерных материалов (пластика) накапливать статическое электричество, которое может приводить к искрообразованию.
Заявитель в составе жалобы не представил доказательств, которые бы свидетельствовали, что альтернативные металлу материалы изготовления корпусов фильтров самоспасателей, являются искробезопасными по отношению к газопаровоздушным смесям. Факт подтвержденной ФГБУ ВНИИПО МЧС России безопасности металлических корпусов в пожаровзрывоопасной среде за счет отсутствия искрообразования также является одной из причин выбора указанного материала при формировании описания объекта закупки.
ГОСТ 4784-2019 не регулирует вопрос пожароопасных и взрывоопасных ситуаций при эксплуатации самоспасателей, так как данный вопрос (требование) отражено в подпункте 7 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011. При этом сертификаты соответствия требованиям ТР ТС 019/2011 всех перечисленных Заявителем самоспасателей, в том числе имеющих фильтры из материалов по ГОСТ 4784-2019, включают сведения о соответствии подпункту 7 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011. Таким образом, положения ГОСТ 4784-2019 и подпункта 7 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 не вступают в противоречие друг с другом, а изготовление корпуса фильтра самоспасателя из материала по ГОСТ 4784-2019 не свидетельствует о несоответствии самоспасателя требованиям пожаро- и взрывобезопасности.
Довод Заявителя о противоречии рассматриваемого требования положениям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011) и об отсутствии ГОСТ 4784-2019 в перечнях стандартов к ТР ТС 019/2011 также является несостоятельным. В описании объекта закупки указано: "Самоспасатели должны соответствовать минимальным требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011, а также требованиям настоящего описания объекта закупки". Перечни стандартов, включенные в ТР ТС 019/2011, применяются для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 019/2011, что очевидно следует из наименований данных перечней. При этом описание объекта закупки предусматривает необходимость соответствия закупаемого товара не только минимальным требованиям ТР ТС 019/2011, но и требованиям, предусмотренным в описании объекта закупки, в том числе основанных на положениях документов системы стандартизации (ГОСТ 4784-2019). Отсутствие того или иного документа системы стандартизации в перечнях стандартов к ТР ТС 019/2011, не означает недопустимость использования таких стандартов при описании объекта закупки, что очевидно следует из положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
ТР ТС 019/2011 не устанавливает запрета на применение сплава по ГОСТ 4784-2019 в качестве материала изготовления корпуса фильтра самоспасателя с целью улучшения его эксплуатационных свойств. Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ технические регламенты содержат лишь минимально необходимые, а не исчерпывающие требования, к объектам технического регулирования. Таким образом, рассматриваемое требование нельзя расценивать, как противоречащее положениям ТР ТС 019/2011 или недопустимое к применению.
Таким образом, рассматриваемое требование основано на документе системы стандартизации (ГОСТ 4784-2019), в описании объекта закупки содержится обоснование установления данного требования, а само данное требование не вступает в противоречие с ТР ТС 019/2011, что позволяет сделать вывод о соблюдении норм пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым предметом рассматриваемой закупки является не производство, а поставка товара, обладающего определенными техническими и функциональными свойствами. Оборот подобных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе. Приведенные требования к товару отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
На товарном рынке представлены следующие модели самоспасателей, соответствующие рассматриваемому требованию:
а) Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект Зевс 30У", изготовителем которого является Акционерное общество "Сорбент" (далее - АО "Сорбент"), что подтверждается сертификатом соответствия.
б) Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект Зевс 30Е", изготовителем которого является Открытое акционерное общество "Электростальский химико-механический завод имени Н. Д. Зелинского" (далее - ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского"), что подтверждается сертификатом соответствия.
В письме указанного изготовителя N 01-07/06/35/9 от 14 августа 2023 года (прилагается к возражениям) указано, что корпус фильтра самоспасателя "Газодымозащитный комплект Зевс 30Е" изготовлен из сплава марки Амг2 по ГОСТ 4784-2019.
Тот факт, что ООО "Зелинский групп" является управляющей организацией АО "Сорбент" и ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского" сам по себе не свидетельствует о том, что данные изготовители каким-либо образом координируют свою деятельность по производству и реализации самоспасателей. Фактически на товарном рынке представлена продукция двух производителей (АО "Сорбент, ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского"), которые реализуют её независимо друг от друга, в свою очередь, ООО "Зелинский групп" изготовителем продукции не является, равно как не осуществляет её реализацию.
в) Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект ГДЗК-Е", изготовителем которого является Общество с ограниченной ответственностью "НПК Пожхимзащита" (далее - ООО "НПК Пожхимзащита"), что подтверждается сертификатом соответствия.
В письме указанного изготовителя от 1 сентября 2023 года указано, что корпус фильтра самоспасателя "Газодымозащитный комплект ГДЗК-Е" может изготавливаться в металлическом корпусе (сплав ГОСТ 4784-2019), а также указано, что данная модель самоспасателя является аналогом (эквивалентом) самоспасателей производства ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского" и АО "Сорбент").
Таким образом, оспариваемому требованию соответствуют, как минимум три модели самоспасателей трех производителей (АО "Сорбент", АО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского", ООО "НПК Пожхимзащита"), что позволяет судить об отсутствии в действиях Заказчика признаков ограничения конкуренции (количества участников закупки).
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Уполномоченного органа, Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спас плюс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 ноября 2023 г. N 44-4522/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023