Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Быканова А.С. - главного государственного инспектора отдела контроля федеральной контрактной системы, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Денисова А.Е. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
Шверикас В.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
при участии представителей:
ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (далее - Заказчик, Исполнитель): по доверенности,
ООО "Изделия медицинского назначения" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27844-ЭП/23 от 31.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходного имущества для нужд ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (извещение N 0372100032623000295),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходного имущества для нужд ФГБУ РосНИИГТ ФМБА России (извещение N 0372100032623000295) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 419 293,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Изделия медицинского назначения", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 64,5 %.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Изделия медицинского назначения" заключен государственный контракт N 295-ЭА/2023 от 10.07.2023 на сумму 503 848,57 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Изделия медицинского назначения".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить расходное имущества (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта).
Согласно п.5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта. Поставка товара осуществляется единовременно в течение 10 рабочих дней с момента заключения Контракта, т.е. в срок до 24.07.2023.
02.08.2023 Поставщиком осуществлена частичная поставка Товара.
На основании п. 6.2 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки Товара, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчиком проводится экспертиза Товара в порядке, предусмотренном ст. 94 Закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В результате проведенной экспертизы собственными силами Заказчиком установлено следующее:
1. Товар, указанный в п. 2, 3, 5, 9 Спецификации (Приложение N1 к Контракту) поставлен в полном объеме, в соответствии с условиями Контракта.
2. По п. 1 и п. 4 Спецификации (Приложение N1 к Контракту) Товар поставлен частично
3. Товар по п. 7, 8 ,10, 11 Спецификации (Приложение N1 к Контракту) - не поставлен;
4. Поставленный Поставщиком товар, указанный в п. 6 Спецификации (Приложение N1 к Контракту) полностью аналогичен характеристикам Товара, указанного в п. 2 Спецификации, что не соответствует требованиям об отсутствии фильтра, установленным в Контракте.
21.08.2023 Заказчиком в адрес Поставщика был направлен Мотивированный отказ в приемке товара NИ/1029, согласно которому потребовал устранить недостатки и поставить товар полностью в срок не позднее 04.09.2023.
08.08.2023 Поставщиком осуществлена частичная поставка Товара.
В результате проведенной экспертизы собственными силами Заказчиком установлено следующее:
1. По п.1 Спецификации поставлено 31 008 шт.;
2. По п.8 Спецификации поставлено 4 000 шт.
19.09.2023 Заказчиком в адрес Поставщика было направлено Требование NИ/1151 о поставке Товара в полном объеме в срок не позднее 26.09.2023.
10.10.2023 Поставщиком осуществлена частичная поставка Товара.
В результате проведенной экспертизы собственными силами Заказчиком установлено следующее
1. По п.6 Спецификации поставлено 8 544 шт.;
2.По п.11 Спецификации поставлено 10 000 шт.
По состоянию на 16.10.2023, Поставщиком не поставлен Товар:
1. По п. 4 Спецификации в количестве 64 984 шт.;
2. По п. 6 Спецификации в количестве 21 216 шт.;
3. По п.7 Спецификации в количестве 28 800 шт.;
4. По п. 10 Спецификации в количестве 29 000 шт.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил условия Контракта, что привело к затруднительной работе медицинского учреждения.
В связи с вышеизложенным на основании ч.1 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Поставщик после признания его победителем закупки, приступил к исполнению обязательств, в связи с чем, ООО "ИМН" были заказаны и оплачены медицинские изделия, в целях исполнения Контракта.
Однако, по сведениям завода - изготовителя, по причине возросшего спроса на продукцию, а также срыва сроков поставки оборудования, оснастки и комплектующих, перегруженностью завода, возник дефицит медицинских изделий, что привело к задержке сроков изготовления Товара, и, следовательно, исполнения обязательств по Контракту/
Об изложенных выше обстоятельствах, было сообщено Заказчику в письмах: N 13 от 31.07.2023, N 33 от 31.07.2023, N 75 от 05.09.2023, N 89 от 11.09.2023 и N 165 от 11.10.2023.
Понимая, что Поставщиком допускается просрочка поставки Товара по указанным выше причинам, ООО "ИМН" изыскало дополнительные источники и организовало в адрес Заказчика отгрузку Товара на общую сумму 503 848,57 рублей. Товар Заказчиком принят и оплачен на сумму 218 839,04 рублей.
26.07.2023 Поставщик известил Заказчика об отгрузке Товара и запросил подтверждение готовности принять груз.
31.07.2023 Поставщик сообщил наименование транспортной компании, доставляющей Товар Заказчику и трек-номер для отслеживания груза. Одновременно, сообщил об отгрузке еще части Товара.
В этот же день Заказчик ответил, что готов принять Товар в соответствии с условиями Контракта.
01.08.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо с просьбой продлить сроки поставки Товара до 18.08.2023, назвав причины, по которым не представляется возможным поставить Товар, согласно срокам, указанным в Контракте.
04.08.2023 Заказчик направил в адрес ООО "ИМН" письмо о том, что изменение существенных условий Контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
11.09.2023 Участник направил в адрес Заказчика письмо с просьбой продления сроков поставки Товара до 20.10.2023.
15.09.2023 в адрес Поставщика поступило письмо от Транспортной компании "Volga supply chain" о том, что груз из Китая прибудет в город Пермь не позднее 18.10.2023.
Вышеуказанное письмо в тот же день было направлено Заказчику.
21 сентября между Поставщиком и Заказчиком состоялась переписка, в которой была согласована отгрузка Товара по Контракту.
29 сентября 2023 года ООО "ИМН" повторно направило письмо от транспортной компании и запросило согласование поставки аналога с техническими характеристиками согласно Контракта.
17.10.2023 Товар был поставлен на склад ООО "ИМН".
18.10.2023 в целях устранения нарушений по Контракту, была сформирована срочная отгрузка Товара на сумму 285 009,70 рублей.
19.10.2023 в адрес Заказчика было направлено письмо об отгрузке Товара.
25.10.2023 груз был доставлен, Поставщик известил Заказчика о прибытии Товара на терминал и запросил подтверждение приемки. Заказчик подтвердил готовность принять Товар.
26.10.2023 Транспортная компания поставила срок доставки 26.10.2023 до Заказчика была доведена информация.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Изделия медицинского назначения" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Поставщик не предоставил подтверждающих документов о том, что он подготовился к исполнению Контракта, и документов подтверждающих покупку и поставку Товара, также Участник несколько раз сдвигал сроки поставки Товара и просил Заказчика предоставить такую возможность.
Помимо этого, в соответствии п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется единовременно в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 24.07.2023.
Участник осуществил первую частичную поставку Товара только 02.08.2023, с нарушением срока на 7 рабочих дней.
По состоянию на 16.10.2023 Участник свои обязательства по Контракту не выполнил.
Таким образом, из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта и став победителем Аукциона, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Изделия медицинского назначения" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Изделия медицинского назначения" (ул. Героев Хасана, д. 76, оф. 206, г. Пермь, 614025), ИНН: 5904403884, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Столярова Наталья Васильевна, ИНН: 590317622227, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Изделия медицинского назначения" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
31.10.23 |
02.11.23 |
31.10.23 |
0 |
31.10.23 |
08.11.23 |
07.11.23 |
0 |
10.11.23 |
10.11.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 ноября 2023 г. N РНП-78-1536/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023