Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик):
ООО "ТК АРВЭЛ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27839-ЭП/23 от 31.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку хозяйственных изделий (ерш для мытья туалетов) (извещение N 0372200080823000146),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.07.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку хозяйственных изделий (ерш для мытья туалетов) (извещение N 0372200080823000146) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 93 822,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.07.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТК АРВЭЛ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТК АРВЭЛ" заключен государственный контракт N 212-08/2023 от 07.08.2023 на сумму 81 156,03 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.1, 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТК АРВЭЛ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку хозяйственных изделий (ерш для мытья туалетов) (далее - Товар) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения письменной заявки от Заказчика в срок до 30.11.2023 (включительно) (п. 3.2 Контракта).
Учитывая, что заявка была направлена Участнику 24.08.2023 посредством электронной почты, срок поставки Товара - 07.09.2023.
04.09.2023 Участником осуществлена поставка Товара, однако, в связи с несоответствием его условиям Контракта, Товар не был принят Заказчиком.
В соответствии с п. 4.1.6 Контракта Участник обязан осуществлять замену Товара в случае несоответствия результатов поставки Товара условиям Контракта, в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения письменного требования от Заказчика, если Заказчиком в таком письменном требовании не установлен иной срок для осуществления указанных действий.
При этом, мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 04.09.2023 N А-2482 с приложением акта выявленных недостатков товара размещен в единой информационной системе в сфере закупок 04.09.2023. Вместе с тем в установленный срок замена Товара не произведена.
Письмом от 28.09.2023 N 1262 Заказчик уведомил Участника о необходимости поставить Товар, соответствующий по своим характеристикам условиям Контракта, в течение пяти рабочих дней с даты получения письма. Однако по состоянию на 20.10.2023 Товар не был поставлен.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 4.4.1, 11.3 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТК АРВЭЛ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется по заявкам Заказчика, составляемым Заказчиком в произвольной форме. В заявке на поставку Заказчик указывает: дату составления заявки; номер и дату настоящего Контракта; наименование Заказчика; наименование, количество Товара, подлежащих поставке. Заявка составляется Заказчиком в письменной форме и направляется Участнику посредством использования технических средств связи (адресов электронной почты, факса) либо вручается лично представителю Участника.
24.08.2023 Заказчик прислал заявку на электронную почту Участника, не указав количество к поставке. Путем телефонного звонка Участник выяснил, что Заказчик хочет получить Товар в полном объеме. С учетом условий Контракта, крайний срок поставки по заявке 07.09.2023. Участник осуществил поставку Товара 04.09.2023, создал документ о приемки в ЕИС NА-2482 от 04.09.2023.
В соответствии с пунктами Контракта:
3.7. При приемке Товара, поставленных по Контракту, проводится проверка соответствия результатов поставки Товара, условиям Контракта, в том числе в части соответствия их количества и качества условиям Контракта.
3.8. Для проверки результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
3.8.1. Для проведения экспертизы поставленного Товара эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Участника дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке поставленного Товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Представитель Участника пояснил, что в нарушении данных пунктов представитель Заказчика Кузьминов Константин Иванович отказался выгружать Товар, объяснив свое решение провести экспертизу Товара самостоятельно, взяв из машины 1 шт. Товара. При этом, весь его эксперимент сводился к прикладыванию магнита к ершу и измерению линейкой части ерша. Представитель Заказчика, указав, что ерш магнитится, длина не соответствует, не должно быть пластикового стакана и других пластиковых элементов, вернул 1 шт. представителю ООО "ТК АРВЭЛ" и отказался принимать Товар. Возражения представителя ООО "ТК АРВЭЛ" о том, что Товар полностью соответствует техническому заданию и те параметры, на которые ссылается представитель Заказчика, в Контракте не указаны, при этом предельная цена в НМЦК 469,11 рублей, представитель Заказчика не принял.
04.09.2023 Заказчик в ЕИС разместил мотивированный отказ от приемки товара c прикреплением акта.
Вместе с тем в соответствии со спецификацией Товара, Участник должен поставить Товар со следующими характеристиками:
- Ерш тип 2;
- Назначение - для туалета.
- Вид - напольный
- Материал - нержавеющая сталь ISIDI 304.
Длина: 30 см.
Соответствие нормативно-технической документации: ТУ производителя.
Наличие подставки: Да.
Участник поставил ерш туалетный Лайма из нержавеющей стали, общей длинной 34 см, напольный, с подставкой.
В мотивированном отказе Заказчик указал следующие параметры, несоответствующие условиям Контракта, с которыми Участник не согласен:
1. Заказчик измерил длину колбы, а не весь ерш, и указал, что длина не соответствует условиям Контракта, но в Контракте нет параметра "длина колбы".
2. Заказчик указал, что колба ершика меньше ручки ершика, что мешает полноценно ершик дезинфицировать, но данные характеристики в Контракте отсутствуют, и это не может являться несоответствием условий Контракта.
3. Марки стали ISIDI 304 не существует, что тоже не может являться основанием для не приемки Товара. Существует сталь AISI 304, которая не была указана в условиях Контракта. Поставленный Участником ерш сделан из стали марки AISI 410, которая является лучшей маркой стали и наименее подвержена коррозии, вследствие чего изделия из нее долговечны, и она может магнититься.
4. В п. 4 Акта Заказчик указал, что колба должна быть металлической без пластиковых вставок, но таких характеристик в Контракте нет, что также не является основанием для мотивированного отказа.
5. Также Заказчик указал, что сталь ISIDI 304 не магнитится, но такой стали не существует, и магнитизм в условиях Контракта также отсутствует.
Участником 05.09.2023 в ЕИС было сформировано уведомлении о намерении обжаловать отказ.
Далее Участник путем телефонных переговоров, несмотря на несогласие с отказом, пытался выяснить у Заказчика какие ерши он хочет.
12.09.2023 Участник отправил по электронной почте ссылку с вариантами ершей.
По словам представителя Участника, дозвониться до представителя Заказчика Кузьменкова К.И. было невозможно, Участник получал ответ, что Кузьменков К.И. на территории, а данный вопрос может решить только он. В результате только 25.09.2023 Участник получил по электронной почте письмо со ссылкой на ерш, который хочет Заказчик. Цена ерша в 2 раза больше начальной цены Аукциона. В ответном письме Участник предложил Заказчику поставить меньшее количество на эту сумму, то есть изменить существенные условия Контракта. В этот же день Заказчик на просьбу Участника прислал новое письмо со ссылкой на другой ерш, цена которого была уже в 4,5 раза дороже, чем начальная цена Аукциона. Участник готов был поставить данные ерши, изменив существенные условия Контракта, о чем сообщил Заказчику. Заказчик отказался и 29.09.2023 прислал претензию с требованием поставить Товар. В этот же день Участник отправил на электронную почту претензию Заказчику с требованием принять поставленный им Товар, полностью соответствующим условиям Контракта. От Заказчика 05.10.2023 на электронную почту поступил ответ на претензию, в котором было указано об отказе в принятии Товара. Представитель Участника, считает, что Заказчик нарушил условия приемки Товара, указал в мотивированном отказе причины, которые отсутствуют в Спецификации к Контракту, а поставленный ООО "ТК АРВЭЛ" Товар полностью соответствует условиям Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТК АРВЭЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ТК АРВЭЛ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТК АРВЭЛ" (ИНН: 7811677678), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 ноября 2023 г. N РНП-78-1531/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023