Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 37 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "АРКА" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27836-ЭП/23 от 31.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение ремонта помещений (извещение N 0372200187723000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение ремонта помещений (извещение N 0372200187723000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 626 750,99 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АРКА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АРКА" заключен государственный контракт N 37/РЕМ/2023/СМП от 07.06.2023 на сумму 1 987 816,25 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий Контракта:
- если задержка в приемке объекта Подрядчиком для выполнения работ составляет более 5 (пяти) дней;
- если задержка в сроках выполнения работ Подрядчиком составляет более 10 (десяти) дней;
- если Подрядчик заявляет требования об увеличении цены контракта или изменения объема работ и заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается выполнять обязанности на условиях о цене и объемах, предусмотренных данным контрактом;
- если отступления в выполненной работе от условий контракта или иные недостатки не устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "АРКА", в связи с невыполнением Участником своих обязательств по Контракту в установленный Контрактом срок.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.08.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
31.08.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем расторжении контракта.
Однако 18.10.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем расторжении контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить ремонт помещений в здании ГБДОУ детский сад N 37 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: 195220, Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 27, корп. 3 лит. А (далее - Объект) в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента подписания акта передачи объекта в работу (п. 5.2 Контракта).
Акт передачи объекта в работу был подписан сторонами Контракта 09.06.2023.
По мнению представителя Заказчика, задержка в сроках и объемах выполнения ремонтных работ помещений на Объекте Участником, вызвана недостаточным количеством рабочих ООО "АРКА" и низкой квалификацией работников. По факту за 130 календарных дней с 09.06.2023 по 17.10.2023 объем выполненных Участником Работ составил 70% от общего объема локальной сметы, указанных в Приложении N 1 к Контракту. Выполняемые Участником работы по устройству лестничного перехода и устройства полов из кафельной плитки произведены с нарушением, имеются пустоты, заделка швов между кафельными плитками имеет грязь, которую очень сложно отчистить (п.п. 18, 99, 101, 117, 119,128, 130 Локальной сметы - Приложения N 1 к Контракту).
Заказчик подготовил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 1058 от 21.08.2023 и разместил его в ЕИС 21.08.2023. После размещения решения об одностороннем отказе Участник не исполнил условия Контракта, а уведомил Заказчика Гарантийным письмо исх. N 27 от 31.08.2023 о том, что обязуется закончить все незавершенные строительные Работы в срок до 15.09.2023, не нарушая при этом интересов участников образовательных отношений.
Участник не исполнил своих обязательств по данному письму и прислал Заказчику второе письмо исх. N 5 от 18.09.2023 о переносе завершения Работ до 25.09.2023, ссылаясь на поставщика наливных полимерных полов для покрытия лестничных маршей, ошибочно отгрузивших Участнику материал со значительно более длительным сроком полимеризации (высыхания). При замене материала, Участник снова не выполнил своих обязательств, после чего уведомил Заказчика третьим письмом исх. N 2 от 02.10.2023, в котором обязался завершить Работы не позднее 06.10.2023, что также не было выполнено. К качеству выполненных Участником Работ у Заказчика имеются замечания.
Участник официально не уведомлял Заказчика о причинах медленного проведения Работ, при этом, письменно Участник неоднократно сообщал Заказчику о точных сроках выполнения Работ и не выполнял этих сроков. В связи с этим Заказчик был вынужден официально уведомить Участника о неисполнении им пункта N 11 Локальной сметы (полы в спортзале), так как образовательное учреждение начинает учебный год с 20.08.2023, а вышеуказанные Работы в установленный Контрактом срок Участник выполнить не сможет.
Учитывая изложенное, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Стоимость Работ Контракту составляет 1 987 816,25 рублей.
Письмом N 1031 от 27.07.2023 Заказчик попросил Участника не выполнять работы раздела N 11 сметы Контракта (ремонт полов в спортивном зале). В связи с этим, стоимость общего объёма Работ по Контракту уменьшилась до 1 639 560, 46 рублей.
В соответствии с протоколом N 3 рабочего совещания от 16.10.2023 Заказчиком и Участником совместно зафиксирован перечень замечаний к выполненным Работам. В указанном протоколе Заказчик уточнил, что Участник обязан до 11.11.2023 устранить все перечисленные в протоколе замечания, а проводить Работы возможно только в будние дни (после 19:00), либо в выходные дни (без указания временных интервалов).
Письмом N 1124 от 18.10.2023 Заказчик уведомил Участника о своём решении произвести расторжение Контракта в одностороннем порядке за нарушение сроков исполнения Работ. Дата вступления в силу решения - 31.10.2023.
В Решении Заказчик указал, что по состоянию на 18.10.2023 объем фактически выполненных Участником Работ по Контракту составляет 70% от общего объема локальной сметы, стоимость которой составляет 1 987 816,25 рублей. Но на основании письма N 1031 от 27.07.2023 Участник по просьбе Заказчика согласился отказаться от части Работ, в связи с чем оценка общего объема Работ должна производиться без учета Работ, предусмотренных разделом N 11 сметы. В связи с этим, по состоянию на 18.10.2023 объем выполненных Участником Работ составил более 90% от общего объема Работ, выполнение которых было согласовано Заказчиком.
По словам представителя Участника, 21.10.2023 и 22.10.2023 сотрудниками ООО "АРКА" осуществлялось проведение работ по устранению замечаний, зафиксированных в протоколе N 3 рабочего совещания от 16.10.2023.
Письмом N 1134 от 26.10.2023 Заказчик просил Участника посетить рабочее совещание, назначенное на 27.10.2023. В результате указанного совещания был сформирован Протокол N 4 рабочего совещания от 27.10.2023, подписанный должностными лицами Заказчика. В протоколе зафиксированы замечания к выполненным Работам и предложено Участнику устранить указанные замечания 28.10.2023 и 29.10.2023.
На основании вышеизложенного, письмом N 1 от 28.10.2023 Участник уведомил Заказчика от том, что 28.10.2023 и 29.10.2023 работники ООО "АРКА" прибудут на Объект для устранения замечаний к выполненным Работам.
Однако 28.10.2023 работники ООО "АРКА", прибывшие на Объект, не были допущены Заказчиком в помещения, которые на указанную дату в соответствии с Актом передачи объекта в работу от 09.06.2023 находились у Участника в работе.
29.10.2023 работники ООО "АРКА" повторно прибыли на Объект и вновь не были допущены на территорию Заказчика.
Указанные факты зафиксированы Актами от 28.10.2023 и 29.10.2023 о недопуске работников на территорию Объекта, а также подтверждены видеофиксацией.
Таким образом, представитель Участника считает, что в связи с неправомерным недопуском 28.10.2023 и 29.10.2023 работников ООО "АРКА" на Объект с целью исправления замечаний к выполненным Работам, Заказчик нарушил право Участника, предусмотренное ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе. На момент вступления в силу решения о расторжения контракта в одностороннем порядке все Работы на сумму 1 639 560, 46 рублей были выполнены Участником.
В соответствии с п. 6.3 Контракта Подрядчик в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента завершения работ (отдельного этапа), формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
30.10.2023 Участником был сформирован в ЕИС Документ о приемке выполненных работ N 1 от 30.10.2023 на сумму 1 639 560, 46 рублей. Также посредством ЕИС Участником в адрес Заказчика было направлено письмо N 1 от 30.10.2023, в котором указывалось, что Работы завершены в полном объеме.
Кроме того, выполнение Работ Участником подтверждается Актами освидетельствования скрытых работ N 1-10, подписанными Заказчиком, Участником и Службой заказчика администрации Калининского района.
Касательно нарушений со стороны Участника условий Контракта, представитель Участника сообщил следующее:
При проведении Работ имело место просрочка, вызванная рядом факторов. Одной из причин являлись кадровые проблемы, в связи с которыми на определенных этапах проведения Работ имела место необходимость замены рабочих на Объекте. Помимо кадровой проблемы имело место многократное препятствование проведению Работ со стороны Заказчика. В частности, Заказчик неоднократно, без предупреждения Участника, перемещал имущество последнего как по территории Объекта, так и за её пределы, а именно 22.09.2023 прибывшие работники ООО "АРКА" не обнаружили на Объекте материал Элакор-ПУ Эмаль-60 RAL 7040 (11 кг), завезенный на Объект. 01.09.2023 указанный материал должен был быть использован для завершения работ по ремонту лестниц. В связи с этим исх. письмом N 1 от 23.09.2023 Участник направил в адрес Заказчика претензию, в которой указал на факт исчезновения материала, закупленного для выполнения Работ по Контракту. Так же в этой претензии было указано, что в случае невозврата материала для установления лиц, причастных к его исчезновению, будут привлечены правоохранительные органы. Спустя 1,5 часа после получения претензии 23.09.2023 представители Заказчика вернули указанный материал, который был перемещён без уведомления Участника в гараж, вход в который находится за пределами территории Объекта.
Так же в процессе проведения Работ Заказчик периодически препятствовал проходу в помещения, переданные по Акту в Работу. В частности, 18.08.2023 без уведомления Участника вход в спортивный зал был закрыт Заказчиком.
Таким образом, по словам представителя Участника, в связи кадровыми проблемами, а также с регулярным препятствием со стороны Заказчика при проведении Работ, ООО "АРКА" была допущена столь длительная просрочка исполнения своих обязательств по Контракту. Однако на момент вступления в силу решения об одностороннем отказе, все Работы были завершены и заявлены к приемке.
В соответствии с п. 6.14 Контракта риски случайной гибели или случайного повреждения выполненной работы (ее результата), а также бремя его содержания переходят от Подрядчика к Заказчику с момента приемки результата выполненных работ.
Таким образом, Заказчик осознанно пошёл на нарушение указанного пункта Контракта и неправомерно, без согласования с Участником 31.08.2023 разместил воё имущество в групповых помещениях N 9 и N 11, а также в спортивном зале. Работы в этих помещениях на указанную дату были завершены Участником, но приемка их со стороны Заказчика не была проведена. Помимо прочего, осуществлялась регулярная эксплуатация лестниц, работы по ремонту которых так же были завершены, но приемка Заказчиком не осуществлялась.
На основании вышеизложенного, представитель Участника заявил, что на момент вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (31.10.2023) все Работы были завершены Участником, а Заказчик регулярно эксплуатировал все помещения, в которых проводились Работы, при этом не проведя их приемку и не подписав Акт сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Касательно просрочки исполнения обязательств, Участник готов в полном объеме уплатить пени за просрочку, предусмотренные действующими нормами законодательства.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АРКА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "АРКА" предпринимались активные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "АРКА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АРКА" (ИНН: 7806598325), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 ноября 2023 г. N РНП-78-1530/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023