Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 28" (далее - Заказчик):
ООО "Центр Проектирования" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27837-ЭП/23 от 31.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений в здании СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N28" Детское отделение по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Пограничника Гарькавого, дом 28, корпус 1, литер А, помещения 1Н (извещение N 0372200008423000109),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений в здании СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N28" Детское отделение по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Пограничника Гарькавого, дом 28, корпус 1, литер А, помещения 1Н (извещение N 0372200008423000109) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 072 547,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Центр Проектирования".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Центр Проектирования" заключен государственный контракт N 205-2023-ЭА от 26.06.2023 на сумму 1 072 547,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.12 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
11.12.1. Неоднократного нарушения Подрядчиком обязательств по контракту.
11.12.2. Существенного нарушения требований к качеству выполняемых работ (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Центр Проектирования".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений в здании СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N28" Детское отделение по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Пограничника Гарькавого, дом 28, корпус 1, литер А, помещения 1Н (далее - Работы) в течение 90 календарных дней с учетом всех необходимых согласований, в том числе, предусмотренных п. 5.2 настоящего Контракта, с даты начала выполнения Работ (п. 1.2 Контракта).
Пунктом 1.2 Контракта началом выполнения Подрядчиком работ считается факт передачи объекта в работу по акту, подписанному уполномоченными представителями сторон в срок не позднее 3-х рабочих дней.
Таким образом, срок выполнения Работ - 25.09.2023 (с учётом правил исчисления срока, предусмотренных ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем по состоянию на 20.10.2023 результаты Работ не предъявлены к приёмке в порядке, предусмотренном Разделом 5 Контракта "Порядок сдачи и приемки работ". Участник не предупреждал Заказчика об обнаружении не зависящих от него обстоятельств, которые грозят годности результатов выполняемых Работ, либо создают невозможность их завершения в срок.
Заказчик направил Участнику претензию исх. N 627 от 26.09.2023 о недопустимости дальнейшей просрочки исполнения обязательства по Контракту, необходимости выполнения Участником своих обязательств, а также о применении мер ответственности в соответствии с п. 7.6 Контракта и возможности одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта на основании п.п. 11.11 и 11.12 Контракта. Данная претензия Участником исполнена не была.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 9. ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 11.11 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Центр Проектирования" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны Заказчика не имелось, поскольку ООО "Центр проектирования" правомерно приостановило исполнение обязательств по Контракту вследствие неисполнения встречных обязанностей Заказчика.
Заключенный между ООО "Центр проектирования" и Заказчиком Контракт по своей правовой природе является договором подряда на выполнение проектных работ. К материальным правоотношениям сторон Контракта подлежат применению нормы § 4 и 1 гл. 37 ГК РФ.
Абз. 1 п. 1 ст. 718 ГК РФ устанавливает: "Заказчик обязан <_> оказывать подрядчику содействие в выполнении работы". Аналогичная обязанность заказчика также закреплена в абз. 4 ст. 762 ГК РФ. Пункт 1 ст. 759 ГК РФ устанавливает обязанность заказчика передать подрядчику исходные данные, необходимые для выполнения работы (составления документации).
Также к отношениям между ООО "Центр проектирования" и Заказчиком подлежит применению общая норма об исполнении обязательств, сформулированная в п. 3 ст. 307 ГК РФ: "При <_> исполнении обязательства <_> стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию".
Пункт 8 описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) предусматривал обязанность Заказчика передать Подрядчику по акту исходные данные в срок 3 дня с даты заключения Контракта. Следовательно, Заказчик обязан был передать Подрядчику все исходные данные в срок по 17.03.2023.
Очевидно, что если Заказчик не исполнит обязанность по передаче Подрядчику исходных данных, необходимых для разработки документации, то Подрядчик не имеет возможности приступить к исполнению своих обязательств.
Письмом исх. N 2096 от 05.04.2023 Подрядчик запрашивал у Заказчика исходные данные, необходимые для выполнения Работ. Ответным письмом исх. N 01-208/23 от 05.04.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика часть исходных данных. В полном объеме Заказчик так и не исполнил обязанность по передаче Подрядчику исходной документации, соответствующий акт приема-передачи исходной документации, предусмотренный п. 8 описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), Сторонами Контракта не подписан.
В письме исх. N 01-208/23 от 05.04.2023 Заказчик сослался на то, что Подрядчик не направил своего представителя для приема исходной документации нарочно. Вместе с тем, заключенный между сторонами Контракт не предусматривает очную явку в качестве обязательного способа подписания акта приема-передачи исходной документации. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ N 303-ЭС21-11818 от 27.08.2021 г. по делу N А24-3034/2020, стороны договора вправе направлять друг другу юридически значимые сообщения по электронной почте даже в том случае, если это прямо не установлено договором. В данном случае необходимо обратить внимание на то, что исходные данные не являются секретной информацией, законодательство не запрещает передачу таких исходных данных по электронной почте. Кроме того, данный вид связи является сложившимся способом взаимодействия между сторонами.
Учитывая изложенное, представитель Участника считает, что у Заказчика отсутствовали препятствия для своевременного направления исходных данных в адрес Подрядчика.
Ознакомившись с частью предоставленных Заказчиком исходных данных, Подрядчик письмом исх. N 2110 от 10.04.2023 обратился к Заказчику за оказанием содействия в исполнении обязательств по Контракту, в именно - просил уточнить виды Работ.
Ответом исх. N 01-235/23 от 10.04.2023 Заказчик сообщил, что виды Работ будут определены по результатам обследования. В то же время, позже в абз. 2-3 на стр. 2 письма исх. N 01-068/23 от 23.05.2023 Заказчик, напротив, сообщил, что перечень Работ не подлежит изменению.
Письмом исх. N 2174 от 12.05.2023 Подрядчик вновь просил Заказчика оказать содействие в исполнении обязательств по Контракту.
Неисполнение Заказчиком встречных обязанностей, наделяет подрядчика правом продлить срок исполнения обязательств (абз. 2 п. 1 ст. 718 ГК РФ). Ненадлежащее исполнение Заказчиком встречных обязательств, свидетельствует о просрочке Заказчика, которая дает ООО "Центр проектирования" право на продление срока исполнения обязательств (абз. 1 п. 1 ст. 406 ГК РФ).
Пункт 1 ст. 719 ГК РФ наделяет Подрядчика правом не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, препятствует исполнению договора подрядчиком.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, обязательства подрядчика считаются приостановленными с даты возникновения просрочки на стороне заказчика: "При несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика".
Согласно правовой позиции, изложенной во вступивших в законную силу судебных актах арбитражных судов по делу N А75-1867/2021 (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2021, Определение Верховного Суда РФ N 304-ЭС22-3665 от 12.04.2022), подрядчик вправе приостановить исполнение своих обязательств по договору, даже не направляя об этом отдельное сообщение заказчику.
Письмами исх. N 2199 от 19.05.2023 и исх. N 2202 от 23.05.2023 ООО "Центр проектирования" сообщило Заказчику о том, что приостановило исполнение обязательств по Контракту.
В силу изложенного, по мнению представителя Участника, у Заказчика отсутствовали основания для расторжения Контракта по причине просрочки исполнения обязательств Подрядчиком. В данном случае отсутствуют факты существенного нарушения исполнителем условий Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Центр Проектирования" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Центр Проектирования" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Центр Проектирования" (ИНН: 3849089438), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 ноября 2023 г. N РНП-78-1529/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023