Резолютивная часть решения оглашена "08" ноября 2023
В полном объеме решение изготовлено "10" ноября 2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителей по доверенности ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее также - Заказчик, Государственный заказчик) - <...>. (доверенность от 10.01.2023 N 2), в присутствии представителя ООО "АТРУМ" (ИНН: 6732223221) (далее также - Участник, Поставщик) - <...> (доверенность от 07.11.2023 N б/н), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. от 01.11.2023 N 27953-ЭП/23) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.02.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для производства экспертиз и исследований для нужд ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения (номер извещения 0872100001023000033) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 3 346 056,00 руб.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2023 NИЭА1 победителем аукциона признано ООО "АТРУМ", с которым 15.03.2023 заключен государственный контракт N 2323188100212007811529430/0872100001023000033 на сумму 3 346 056,00 руб. (далее - Контракт).
В силу пункта 1.1 Контракта, Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходных материалов для производства экспертиз и исследований (далее - товар) для нужд ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения, в соответствии со Спецификацией (приложение к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
Согласно пункту 1.2 Контракта, наименование, количество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) Товара определены в Спецификации Товара (Приложение N1 к Контракту).
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что Поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме (единовременной партией) в течение 150 (ста пятидесяти) рабочих дней с момента заключения Контракта в присутствии ответственного лица от представителя Заказчика по адресу, указанному в п. 3.5 Контракта. Поставка осуществляется по рабочим дням в период с 09-00 часов до 17-00 часов (по местному времени Заказчика). Обеденное время с 13-00 часов до 14-00 часов.
Таким образом, срок поставки Товара до 16.10.2023 включительно.
Согласно пункту 3.9 Контракта, Товар, не соответствующий требованиям Контракта, считается не поставленным.
В соответствии с пунктом 4.12 Контракта, датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Обязательства Поставщика по поставке Товара в соответствии с настоящим Контрактом считаются выполненными с даты размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком. В случае установления по результатам экспертизы факта оказания услуг ненадлежащего качества Поставщик обязан компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы по предъявлении Заказчиком письменного требования и других документов, подтверждающих затраты Заказчика.
Согласно пункту 11.1 Контракта, Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по Контракту, а также других чрезвычайных обязательств, которые возникли после заключения Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также, которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
Пунктом 11.2 установлено, что Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана немедленно уведомить другую Сторону о возникновении, виде и возможной продолжительности действия указанных обстоятельств. Данное уведомление должно быть подтверждено компетентным органом территории, где данное обстоятельство имело место. Если такого уведомления не будет сделано в течение пяти дней, Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, лишается права ссылаться на них в свое оправдание, разве что само то обстоятельство не давало возможности направить уведомление.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 10.6 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 463, абзацем вторым ст. 464, ч. 2 ст. 475, ч. 1 ст. 480, ч. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- отказ Поставщика передать Заказчику Товар, принадлежности или документы к нему;
- невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании Товара;
- поставка Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены до окончательного срока поставки Товара, указанного в Спецификации;
- неоднократного (два и более) нарушения сроков поставки Товара, установленных Приложением N2 Контракта;
- в случае если Поставщик не приступил к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или осуществляет обязательства так, что в ходе осуществления которых стало очевидно, что они не будут оказаны надлежащим образом в установленный Контрактом срок;
- в случае если отступления при осуществлении обязательств от условий Контракта или иные недостатки результатов обязательств в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10.6 Контракта, 18.10.2023 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 18.10.2023 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Поставщик был уведомлен надлежащим образом 18.10.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 31.10.2023.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сведения о расторжении Контракта с ООО "АТРУМ" (вх. от 01.11.2023 N 27953-ЭП/23) были направлены Заказчиком в Санкт-Петербургское УФАС России 01.11.2023, то есть с соблюдением сроков, установленных в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России были представлены письменные пояснения Поставщика и Заказчика.
Изучив представленные сторонами материалы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила следующее.
Срок поставки Товара 16.10.2023 включительно.
07.08.2023 Поставщик осуществил 2 поставки Товара Заказчику на сумму 1 522 068,22 руб. и 224 864,64 руб., что подтверждается Актами приемочной комиссии Nб/н от 16.08.2023.
Оставшийся Товар на сумму 1 599 123,14 руб. в срок до 16.10.2023 поставлен не был.
13.10.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, согласно которому Поставщик сообщает о невозможности дальнейших поставок в связи с экономической и политической ситуацией в России, в результате которой дальнейшая поставка оборудования в Россию из стран ЕС и США является невозможной.
Из представленных Поставщиком документов Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что Поставщик 09.03.2023 получил письмо от ООО "ТД Красная Звезда" о приостановлении поставок, отгрузок, прямых и дилерских продаж, начиная с марта 2023 года продукции Agilent Technology на территории Российской Федерации до неопределенного времени.
Таким образом, до момента заключения Контракта (15.03.2023) Поставщик знал о проблемах с поставкой Товаров, необходимых для исполнения Контракта. Однако, Поставщик заключил Контракт увеличив объем Товаров до НМЦК.
По итогам процедуры Заказчик и Поставщик подписали Контракт, тем самым Поставщик выразил согласие с требованиями установленными Контрактом.
Таким образом, довод Поставщика о невозможности исполнения Контракта в связи с приостановкой поставок, отгрузок, прямых и дилерских продаж, продукции Agilent Technology на территории Российской Федерации не может быть принят Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные сторонами материалы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "АТРУМ" не предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Поставщиком не представлено документов, свидетельствующих о добросовестном поведении Поставщика, направленных на исполнение принятых обязательств в установленные Контрактом сроки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Поставщика подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "АТРУМ" (214012, Смоленская область, г Смоленск, ул Фрунзе, д. 20, кв. 11, ИНН: 6732223221), сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: <...>, ИНН: <...>, включить в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Государственного контракта сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "АТРУМ" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
31.10.23 |
02.11.23 |
01.11.23 |
0 |
01.11.23 |
09.11.23 |
08.11.23 |
0 |
14.11.23 |
10.11.23 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2023 г. N 078/10/104-1758/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023