Резолютивная часть оглашена
01.11.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МУ Администрация муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее - Заказчик, Администрация) о включении сведений об ООО "Уфимская газовая компания" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки на выполнение работ по реконструкции насосно-фильтровальной станции с подводящими сетями и вспомогательными сооружениями в сельском поселении Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области (Извещение N 0142200001320012591, начальная (максимальная) цена контракта 199 393 010, 60 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей Заказчика, Общества, Уполномоченного органа,
УСТАНОВИЛА:
18.08.2020 между Администрацией и ООО "Уфимская газовая компания" заключен муниципальный контракт N 0142200001320012591 от 18.08.2020 в рамках федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - Контракт).
Предметом муниципального контракта является выполнение работ: Реконструкция насосно-фильтровальной станции с подводящими сетями и вспомогательными сооружениями в сельском поселении Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области (далее - Объект).
Стоимость работ по муниципальному контракту - 193 457 340, 51 руб.
Срок действия контракта - до 31.12.2022 года, окончание срока действия контракта не освобождает стороны от выполнения обязательств по нему (пункт 9.2. Контракта).
Согласно пункту 1.2. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с Техническим заданием и проектно-сметной документацией в сроки, указанные в муниципальном контракте и в Графике выполнения строительно-монтажных работ (далее - График СМР).
Согласно пункту 3.1. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с Графиком СМР, который является Приложением N 2 к муниципальному контракту и его неотъемлемой частью.
Графиком СМР определено, что срок выполнения работ - с момента подписания муниципального контракта и по каждому виду работ и (или) части работ отдельного вида работ, предусмотренных в Графике СМР, поэтапно. Первоначальный плановый срок выполнения строительно-монтажных работ по Объекту - до 30 сентября 2022 года.
Согласно пояснениям Заказчика, по обращению Подрядчика от 28.09.2022 N 350-юр на основании пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение к Контракту на продление срока выполнения работ до 30.11.2022.
В установленный Контрактом срок Подрядчик выполнил работы на сумму 133 593 514, 34 руб., указанные работы приняты и оплачены Заказчиком.
При этом, Подрядчиком допускалось нарушение сроков завершения отдельных этапов указанных работ, в связи с чем Заказчик направлял в адрес Подрядчика требования о выполнении работ в установленные сроки и об уплате пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту (от 05.05.2021 N 1639а, от 28.05.2021 N 1916а, от 07.07.2021 N 2391а, от 09.08.2021 N 2711а, от 23.08.2021 N 2825, от 30.06.2022 N 679, от 28.07.2022 N 2466а, от 02.09.2022 N 2745а, от 12.10.2022 N 3062а, от 18.11.2022 N 3363а, от 24.11.2022 N 3423а, от 16.12.2022 N 3776а, от 02.02.2023 N 317а, от 21.03.2023 N 891а, от 29.06.2023 N 2317а, от 04.09.2023 N 3048а).
Обязательства по выполнению работ по Контракту в оставшейся части на сумму 59 863 826, 17 руб. Подрядчиком не выполнены.
Учитывая изложенное, 13.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 13.10.2023, соответственно, вступило в силу 24.10.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям ООО "Уфимская газовая компания" в ходе выполнения работ по строительству Объекта были выявлены неучтенные проектной документацией объемы работ, подлежащие выполнению, а также изменения законодательных и нормативных правовых актов, технических регламентов в области проектирования, которые влияют на выполнение комплекса строительно-монтажных работ. О данном обстоятельстве ООО "Уфимская Газовая компания" сообщило Заказчику.
В связи с чем, между Администрацией муниципального района Большеглушицкий Самарской области и ООО "Газстройинвест" заключен муниципальный контракт от 21.05.2021 N76 по проектному сопровождению и корректировке проектной документации.
Замечания и вопросы по ПСД привели к невозможности выполнения производства строительно-монтажных работ. Однако, до настоящего времени изменения в проектную документацию не внесены.
Вместе с тем, разделом проекта шифр 027/2016-02-КР предусмотрено применение на насосной станции 1-го подъема импортного оборудования производителя Grundfos. В связи с чем, перед попаданием на территорию Российской Федерации проходило контроль и осмотр в Федеральной таможенной службе, что повлекло за собой задержку сроков поставки оборудования на объект.
В процессе исполнения Контракта произошло существенное возрастание суммарной стоимости строительства в связи с ростом стоимости строительных материалов и оборудования поставки на объект.
Доступ к Объекту станции осуществляется по грунтовой дороге, на которой нет асфальтового покрытия. В весенний и осенний период проехать по ней не представляется возможным, поскольку размываются подъездные пути. Данное обстоятельство создавало препятствия по доставке необходимого материала и оборудования на объект, в связи с отсутствием подъездных путей.
Кроме того, проектом (шифр 027/2016-07-АС, 027/2016-08-АС) предусмотрено применение плит покрытия резервуаров чистой воды, которые являются специальными серийной разработки негабаритными плитами, созданными специально для резервуаров чистой воды, которые изготавливают только организации, у которых есть опалубка. ООО "Уфимская Газовая Компания" было вынуждено заключить договор на поставку на вышеуказанных плит с поставщиком из другого региона - Пермский 4 край. Изготовление специальной серийной разработки плиты, доставка изготовленной плиты на объект сказалось на сроках производства работ.
В связи с мобилизацией сотрудников ООО "Уфимская Газовая Компания" произошло нарушение сложившихся логистических цепочек осуществления заказа необходимых ТМЦ и оборудования поставки на объект.
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Общества при выполнении работ по Контракту.
Какие-либо действия, направленные на завершение работ по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Ссылка Общества на неблагоприятные погодные условия для выполнения работ, сложности в закупке части материалов, а также удорожании стоимости материалов не могут быть приняты во внимание, поскольку начало выполнения предусмотрено Контрактом с 18.08.2020.
Следует отметить, что письма о необходимости внесения соответствующих изменений в проектную документацию направлены Обществом в адрес Заказчика лишь 25.07.2022, 25.10.2022, 14.11.2022, то есть спустя почти 2 года после заключения Контракта.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения работы, являющиеся предметом Контракта, Обществом в полном объеме не выполнены.
Заказчик в результате действий (бездействий) лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Вместе с тем, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров, отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы государственного учреждения.
Следует отметить, что Контракт заключен в рамках федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда".
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Уфимская газовая компания" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО "Уфимская газовая компания" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит записи в отношении ООО "Уфимская газовая компания".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Уфимская газовая компания" (ИНН 0274163938, КПП 027401001; адрес регистрации: 450092, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Авроры, д.5, к.12, кв.35; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителе общества: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Уфимская газовая компания", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 ноября 2023 г. N РНП-63-262
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2023