Резолютивная часть оглашена
03.11.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Самарская городская больница N 5" (далее - Заказчик, ГБУЗ СГБ N 5) о включении сведений ООО "Стройснабсервис" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по проведению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N5" по адресу: 443051 г.Самара, ул. Республиканская, д.56 (извещение N 0142200001323015048, начальная (максимальная) цена контракта - 7 348 979,12 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей Заказчика, Общества,
УСТАНОВИЛА:
17.07.2023 между Заказчиком и Обществом заключен контракт N179К/23 на выполнение работ по благоустройству объекта (далее - Контракт).
По условиям контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по благоустройству объектов (объекта), указанных в техническом задании, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, указанных в контракте (пункт 1.1. Контракта).
Согласно техническому заданию предметом контракта является проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ГБУЗ СО "СГБ N5" по адресу: г. Самара, ул. Республиканская, д. 56.
Срок выполнения работ: с момента заключения контракта в течение 45 календарных дней.
Из пояснений Заказчика, а также представленных документов следует, что 25.07.2023 по электронной почте Подрядчик направил в адрес Заказчика исполнительную схему ограждения поликлиники для согласования. В этот же день, Заказчик направил Подрядчику ответ и просьбой внести корректировки.
25.07.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика перечень работников, которые будут осуществлять работы на объекте Заказчика в период с 25.07.2023 по 25.09.2023, в т.ч. в выходные и праздничные дни.
28.07.2023 Подрядчик устно запросил размеры и объемы кирпичной кладки, в этот же день расчет был выслан Подрядчику по электронной почте.
07.08.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика уведомление о приостановке работ.
10.08.2023 стороны заключили дополнительное соглашение N1 к контракту N179К/23, согласно которому пункт 1.1. контракта изложен в новой редакции: Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по проведению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ГБУЗ СО "СГБ N5" по адресу: г. Самара, ул. Республиканская, д. 56 (капитальный ремонт ограждения), указанный в техническом задании, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
14.08.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика ответ на уведомление о приостановлении работ от 07.08.2023, сообщив, что учреждением предпринимаются попытки для получения дополнительного финансирования для осуществления спила деревьев. Также Подрядчику сообщено, что тротуар вдоль ограждения по ул. Енисейской является муниципальной собственностью, учреждение не вправе производить работы на объектах, находящихся в собственности сторонних организаций, однако территория учреждения позволяет проводить все необходимые работы по ремонту ограждения без нанесения ущерба имуществу сторонних организаций (имеется доступ от 3 до 10 метров). Подрядчику также указано, что со стороны улицы Путейской деревья, мешающие производству работ по капитальному ремонту ограждения, отсутствуют. Подрядчику предложено немедленно возобновить работы в рамках контракта.
18.08.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо с требованием о необходимости немедленного возобновления работ. При этом Заказчик обратил внимание Подрядчика, что по состоянию на указанную дату работы по частичному демонтажу ограждения им выполнены на 5-7%, вывоз строительного мусора не осуществлен.
30.08.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с просьбой согласовать размер и конфигурацию металлического элемента ограждения.
05.09.2023 Заказчик в ответ на указанное обращение сообщил, что в целях приведения к единому архитектурному облику осаждения территории учреждения при проведении капитального ремонта, необходимо учесть размеры и конфигурацию существующего ограждения со стороны ул. Республиканской, включая кованые элементы секций, калиток и ворот.
12.09.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо о продлении сроков выполнения работ. Письмо мотивировано затруднительностью производства работ по причине растущих деревьев по границе участка, на котором необходимо построить забор, а также в связи с высоким спросом на строительные материалы, отсутствием аналогов и задержкой производства кирпича "Осень".
18.09.2023 стороны заключили дополнительное соглашение N2 к указанному выше контракту, согласно которому срок выполнения работ продлен на 45 дней. В общей сложности срок выполнения работ составил 90 календарных дней с момента заключения контракта.
03.10.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию, в которой указал, что по состоянию на 02.10.2023 ООО "Стройснабсервис" работы выполнены не более 20% от общего объема работ. При этом препятствий к выполнению работ не имеется, деревья, мешавшие проведению работ выкорчеваны, однако работы Подрядчиком выполняются крайне медленно, что создает риск нарушения сроков их выполнения.
Согласно пункту 3.2.1.1. контракта Подрядчик гарантирует, что исполнение обязательств по Контракту не нарушит имущественных и неимущественных прав Заказчика и третьих лиц.
В нарушение указанного пункта Контракта, при производстве демонтажных работ экскаватором Подрядчик допустил частичное разрушение асфальтового покрытия тротуара, расположенного вдоль ограждения. При этом, локальным сметным расчетом ЛС-07-01-01, являющимся неотъемлемой частью Контракта, предусмотрена разработка грунта вручную с креплениями в траншеях шириной до 2 м, глубиной: до 2 м, группа грунтов. Применение техники Подрядчик с Заказчиком не согласовывал.
В соответствии с пунктом 5.1.14. Контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика обеспечения содержания и уборки площадей, вывоза строительного и иного мусора с Объекта в период производства работ, освободить Объект от принадлежащего ему имущества и/или строительного мусора.
Вывоз мусора с объекта не осуществлялся, территория учреждения захламлена.
Заказчик потребовал от Подрядчика ускорить производство работ в рамках заключенного контракта, рассмотреть вопрос об увеличении количества работников, задействованных в их выполнении, вывезти с территории накопленный в ходе работ мусор, установить временное ограждение вдоль демонтированного забора и траншеи
Претензия направлена Подрядчику по электронной почте и через личный кабинет ЕИС.
05.10.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика уведомление о приостановке работ со ссылкой на растущие по периметру деревья и наличие асфальтированного тротуара.
13.10.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо, которым уведомил об отсутствии препятствий для выполнения работ, и необходимости в кратчайший срок продолжить выполнение работ.
Подрядчик требования Заказчика не исполнил, выполнение работ не продолжил.
Учитывая изложенное, 17.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 17.10.2023, вступило в силу 28.10.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям ООО "Стройснабсервис", невозможность выполнения работ в срок была вызвана бездействием Заказчика.
В соответствии с пунктом 3.9 Контракта Подрядчик обязан немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний, приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных материалов, возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ; иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок.
По состоянию на 07.08.2023 ООО "Стройснабсервис" произвело демонтажные работы, осуществило закупку кирпича для кладки столбов ограждения, однако не могло производить дальнейшие работы по устройству бетонного ленточного фундамента по причинам наличия в метах предполагаемого ограждения 34 деревьев высотой от 6 м до 10 м и диаметром ствола от 25 до 60 см (спил и выкорчевывание деревьев сметой к Контракту не предусмотрены), а также того факта что по ул.Енисейской предполагаемое ограждение должно проходить вдоль пешеходного асфальтированного тротуара. При производстве работ по установке опалубки для устройства ленточного фундамента ООО "Стройснабсервис" необходимо выполнить демонтаж асфальтобетонного покрытия на расстояние не менее 300-500 мм от края ленточного фундамента. При этом демонтажные работы и последующее восстановление асфальтобетонного покрытия сметой также не предусмотрены.
На основании вышеизложенного ООО "Стройснабсервис" в соответствии со статьей 716 Гражданского Кодекса Российской Федерации приостановило работы, о чем уведомило Заказчика письмом исх.N 2 от 07.08.2023.
В ответе на уведомление (исх.N 1041 от 14.08.2023 Заказчик признал необходимость проведения дополнительных работ, сообщив что ГБУЗ СГБ N 5 направлено обращение в министерство здравоохранения Самарской области в целях получения дополнительного финансирования работ для выполнения работ, не учтенных в рамках Контракта. Также из ответа следовало, что тротуар вдоль ограждения по улице Енисейская является муниципальной собственностью, в связи с чем Заказчик не имеет права производить работы на объектах, находящихся в собственности сторонних организации.
По состоянию на 05.10.2023 обстоятельства, препятствующие производству работ Заказчиком, не были устранены: Заказчик произвел частичный спил деревьев, но пни не выкорчевал, предполагаемая линия ограждения проходит вдоль пешеходного асфальтированного тротуара. При производстве демонтажных работ неизбежно разрушение асфальтобетонного покрытия на расстояние не менее 300-500 мм от края траншей в связи с наличием пней, корней деревьев, кирпичной кладки и остатков старого фундамента.
В связи с изложенным, ООО "Стройснабсервис" вновь приостановило работы, о чем уведомило Заказчика письмом исх.N 1 от 05.10.2023.
13.10.2023 года (за 2 дня до окончания срока осуществления работ) Заказчик письмом N 1369 уведомил ООО "Стройснабсервис" об устранении препятствий к выполнению работ, что не соответствовало действительности - вопрос с тротуаром проходящим вдоль линии предполагаемого ограждения не разрешен, деревья и пни мешающие производству работ по настоящий момент не удалены.
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Общества при выполнении работ по Контракту.
На дату рассмотрения обращения работы, являющиеся предметом Контракта, Обществом в полном объеме не выполнены. При этом, объем выполненных работ является незначительным от общего объема работ по контракту.
Следует отметить, что дополнительным соглашением к Контракту срок выполнения работ продлевался на 45 дней.
Какие-либо действия, направленные на завершение работ по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта (10 дней со дня принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта), Обществом не осуществлялись.
В ходе выполнения работ Обществом допущены нарушения условий Контракта, в частности, повлекшие разрушение асфальтового покрытия тротуара, находящегося в муниципальной собственности. Указанные нарушения Подрядчиком не устранены.
Доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности выполнения работ в установленные сроки, Подрядчиком не представлено.
Заказчик настаивает на включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик в результате действий (бездействий) лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Вместе с тем, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров, отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы государственного учреждения.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Стройснабсервис" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО "Стройснабсервис" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Стройснабсервис", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе общества: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Стройснабсервис", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 ноября 2023 г. N РНП-63-268
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023