Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Рапид Технолоджи" (далее - Заявитель) на действия Единой Комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия), при проведении электронного аукциона на поставку экспресс-тестов для выявления антигена вируса гриппа а/в и антигена коронавируса SARS-COV-2 (изв. N 0356300098523000105),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300098523000105, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку экспресс-тестов для выявления антигена вируса гриппа а/в и антигена коронавируса SARS-COV-2.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.09.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 999 000,00 руб.
4) дата окончания подачи заявок - 18.10.2023 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2023 NИЭА1, заявка ООО "Рапид Технолоджи" (идентификационный номер заявки - 107) была отклонена Аукционной комиссией со следующим обоснованием: Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. В заявке на участие в закупке отсутствуют сведения об остаточном сроке годности поставляемого товара, требование к которому установлено в п. 1 "Требования к товару" Технического задания. Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "При описании поставляемого товара (товара, используемого при выполнении работы, оказании услуги), в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в п.1 "Требования к товару" Технического задания (Спецификации) показателей товаров".
Заявитель в материалах жалобы сообщает, что считает данное отклонение неправомерным в связи с тем, что при подаче заявки участником закупки были предоставлены конкретные характеристики товара по всем параметрам, требуемым Заказчику, в том числе - конкретное значение характеристики товара по сроку годности.
ООО "Рапид Технолоджи" также обращает внимание на то, что исходя из позиции ФАС с учетом ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, заказчик не вправе установить в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупке показателей и (или) значений гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара. Участник закупки, подавая заявку, соглашается на указанные условия.
Аукционная комиссия на указанный довод возражает следующее:
Согласно п. 6 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено, показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работ, оказания услуги), должны соответствовать показателям, установленным в п.1 "Требования к товару" Технического задания.
Руководствуясь п.8 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе при описании поставленного товара, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в п.1 "Требований к товару" Технического задания показателей товара.
В нарушение указанных пунктов Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Заявитель в материалах своей заявки воспроизводит положение Технического задания не указав остаточный срок годности, установленный в под табличной части Технического задания.
Таким образом, по мнению Аукционной комиссии, ввиду того, что участник не указал значение остаточного срока годности товара, Аукционная Комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Рапид Технолоджи".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно пп. "а", п. 2, ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению, объектом вышеуказанной закупки является поставка экспресс-тестов для выявления антигена вируса гриппа а/в и антигена коронавируса SARS-COV-2.
Согласно п. 6 приложения к извещению о проведении электронного аукциона под наименованием Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работы, оказании услуги), должны соответствовать показателям, установленным в п.1 "Требования к товару" Технического задания (Спецификации).
В соответствии с п. 8 вышеуказанной инструкции, при описании поставляемого товара (товара, используемого при выполнении работы, оказании услуги), в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в п.1 "Требования к товару" Технического задания (Спецификации) показателей товаров.
Согласно информации, расположенной под таблицей в п. 1 Технического задания, участник данного электронного аукциона обязан указать в материалах своей заявки, в том числе, следующую информацию: "Остаточный срок годности поставляемого Товара на момент поставки должен составлять:
- если срок годности Товара составляет от 19 месяцев до 24 месяцев (включительно), то на момент поставки остаточный срок годности должен составлять не менее 9 месяцев."
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в материалах заявки Заявителя вся информация, расположенная под таблицей в п. 1 Технического задания, включая вышеуказанную информацию об остаточном сроке годности поставляемого товара, отсутствует.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией заявка ООО "Рапид Технолоджи" была отклонена правомерно.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с указанными выше положениями Закона о закупках, при описании объекта закупки Заказчик указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно пп. "а", п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцией по ее заполнению.
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с п.п. 6,8 Инструкции по заполнению заявок, при описании поставляемого товара, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в п. 1 Технического задания показателей товаров.
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с положениями Инструкции по заполнению заявки, участникам электронного аукциона необходимо отразить и положенияТехнического задания, не относящиеся к функциональным, техническим и качественным эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а являющимися требованиям об условиях поставки товара.
К примеру, пунктами с такими требованиями являются следующие положения Технического задания:
- Поставка товара осуществляется транспортом Поставщика до Заказчика. При поставке (доставке) Товара необходимо соблюдение температурного режима в соответствии с указаниями на упаковке товара. Товар должен поставляться в оригинальной заводской упаковке, обеспечивающей его сохранность, товарный вид, предохраняющей от всякого рода повреждений при транспортировке и хранении, погрузочно-разгрузочных работах, исключающей порчу и (или) уничтожение его до приемки Заказчиком.
- Остаточный срок годности поставляемого Товара на момент поставки должен составлять: если срок годности Товара составляет от 19 месяцев до 24 месяцев (включительно), то на момент поставки остаточный срок годности должен составлять не менее 9 месяцев.
Комиссия обращает внимание на то, что законодательством о закупках не предусмотрено отражение участниками закупки в материалах своих заявок положений, касающихся условий поставки и не относящихся к функциональным, техническим и качественным эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Таким образом, на основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушен п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рапид Технолоджи" на действия Единой Комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку экспресс-тестов для выявления антигена вируса гриппа а/в и антигена коронавируса SARS-COV-2 (изв. N 0356300098523000105) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение, предусмотренное п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 ноября 2023 г. N 16163/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2023