На основании уведомления N 11363/23 от 07.11.2023 г., уведомления N 11411/23 от 07.11.2023 г., в связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 16465-ЭП/23 от 31.10.2023 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) ГБУЗ ПК "Городская поликлиника N 7" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), Единой комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового учета и составлению отчетности Заказчика (изв. N 0156200009923000993).
Продолжительность проверки: с 07.11.2023 г. по 08.11.2023 г.
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового учета и составлению отчетности Заказчика (изв. N 0156200009923000993).
Согласно извещению N 0156200009923000993 ГБУЗ ПК "Городская поликлиника N 7" (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового учета и составлению отчетности Заказчика.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.09.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 13 456 411,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 03.10.2023 г.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 ПП РФ N 2604: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о закупках, и в соответствии с ПП РФ N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 ПП РФ N 2604, осуществляется в порядке, установленном п. 20 и 21 ПП РФ N 2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим п. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, п. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 ПП РФ N 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о закупках.
Согласно ч. 11 ст. 48 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923000993 критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 40 %), содержащий показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
В качестве детализирующих показателей к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" являются:
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимается договор, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
услуги и (или) комплекс услуг по:
- ведению бюджетного и (или) бухгалтерского учета;
и
- ведению налогового учета;
и
- ведению кадрового учета;
и
- формированию (составлению) отчетности.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- реестровые номера контрактов (договоров) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии)
при этом:
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания подачи заявок;
- к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о закупках;
- к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.10.2023 NИЭОК2, на участие в закупке было подано 2 заявки.
Из анализа заявки участника ООО "Глобалс Аудит", описи, приложенной в заявке, установлено, что в качестве договора для подтверждения наличия опыта по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" в составе заявки представлен договор на оказание бухгалтерских услуг N 2 от 24.12.2021 г.
Относительно договора на оказание бухгалтерских услуг N 2 от 24.12.2021 г. Комиссия отмечает следующее.
Договор на оказание бухгалтерских услуг N 2 от 24.12.2021 г. (далее - Договор N 2) заключен между ООО "Еврокоммерцъ" и ООО "Глобалс Аудит" на сумму 45 000 000,00 руб. Согласно п. 1.1. Договора N 2 исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по ведению учета на предприятии (бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового, управленческого учета), включая подготовку и сдачу годовой бухгалтерской отчетности за 2022 г., а также услуги по использованию и адаптации 1С - ориентировочной системы учета для нужд заказчика, в объемах и на условиях, предусмотренных договором и приложениями к нему, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 4.1. Договора N 2 подтверждением выполненной работы является акт выполненных работ. При передаче исполнителем работы (в ИФНС или заказчику), заказчик обязан подписать акт выполненных работ либо в течении 5 дней отправить исполнителю письменную обоснованную претензию. В случае отсутствия претензии работа считается выполненной полностью, качественно и в срок. При отсутствии акта выполненных работ подтверждением выполнения работы является факт приема отчетности налоговой инспекцией и другими официальными органами, и/или реестр переданных документов (расчетов, деклараций) заказчику.
В соответствии с п. 7.1 Договора N 2 договор вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 31.03.2023 г. Договор автоматически продляется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении в письменном виде не позднее, чем за 30 дней до даты истечения текущего срока действия договора.
Как было указано выше, согласно порядку оценки опыт, сопоставимый с предметом контракта, является подтвержденный при предоставлении в составе заявки участника таких документов как исполненный договор (договоры) и акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Комиссия отмечает, что в данном случае, результатом оказания услуг по Договору N 2 будут являться выполненные услуги по ведению учета на предприятии (бухгалтерского, налогового, статистического, кадрового, управленческого учета), включая подготовку и сдачу годовой бухгалтерской отчетности за 2022 г. на сумму 45 000 000,00 руб.
Подтверждением факта оказания услуг, соответствующих условиям Договора N 2, является акт приемки оказанных услуг N 67 от 28.04.2023 г. на сумму 45 000 000,00 руб., приложенный к Договору N 2 в составе заявки ООО "Глобалс Аудит". Отсутствие письменного заявления стороны Договора N 2 о его прекращении не может указывать на то, что ООО "Глобалс Аудит" не оказаны услуги в полном объеме.
Следовательно, на момент рассмотрения заявки ООО "Глобалс Аудит" Договор N 2 исполнен в полном объеме и на сумму, установленные таким договором, что подтверждается актом приемки оказанных услуги.
В действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках выявлено не было.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает, в том числе, следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закона N 402) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Общая норма, регламентирующая требования к организации ведения экономическими субъектами (юридическими лицами) бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета, установленная положениями ст. 7 Закона N 402, предусматривает исключительную компетенцию руководителя экономического субъекта по организации ведения бухгалтерского учета.
Способ организации ведения бухгалтерского учета - самостоятельно экономическим субъектом (бухгалтерским подразделением) или путем передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации определяется согласно указанным общим положениям Закона N 402 решением руководителя экономического субъекта.
Особенности правового регулирования выполнения полномочий ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы (далее - ведение бухгалтерского учета государственных финансов) обусловлены прежде всего особенностями выполняемых организациями бюджетной сферы государственных функций, направленных на обеспечение реализации конституционных гарантий граждан, полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, включая реализацию национальных (региональных) проектов (государственных (муниципальных) программ), а также отсутствием в отношении финансовых и нефинансовых активов, находящихся в управлении учреждений, в том числе бюджетных и автономных учреждений, права собственности.
Основной задачей реализации полномочий по ведению бухгалтерского учета государственных финансов является обеспечение на непрерывной основе достоверного и полного раскрытия в отчетности об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования, отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и в целом консолидированной отчетности Российской Федерации, представляемой Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), информации о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Организация ведения бухгалтерского учета государственных финансов осуществляется в соответствии с положениями Закона N 402 с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям Бюджетного кодекса передача полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (далее - полномочия по ведению учета) осуществляется по решению:
руководителя казенного учреждения, принятому по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, с учетом положений бюджетного законодательства (часть 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса);
Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому в соответствии с положениями части 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса в целях создания централизованной модели ведения учета.
Передача казенным учреждением полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности при наличии соответствующего решения и согласования осуществляется иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).
По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому в соответствии с нормами статьи 264.1 Бюджетного кодекса, передача полномочий, перечень которых приведен в указанной статье Бюджетного кодекса, осуществляется в соответствии с Общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890, соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.
При реализации положений бюджетного законодательства Российской Федерации, состоящего из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 Бюджетного кодекса), следует исходить из разрешительного типа правового регулирования - "дозволено только то, что прямо разрешено законом" и закрепленного законом закрытого перечня полномочий властных структур и их должностных лиц. Указанный принцип вытекает из подзаконного характера исполнительной власти и ее полномочий, предусмотренного, в частности, статьями 114 и 115 Конституции Российской Федерации.
Бюджетным кодексом не предусмотрена передача учетных полномочий государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по договору (контракту) иной организации (коммерческий аутсорсинг в бюджетной сфере).
Согласно Закону N 402-ФЗ и Бюджетному кодексу минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений устанавливаются приказами Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающими единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
Согласно единым требованиям к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", передача по решению государственного (муниципального) казенного, бюджетного или автономного учреждения полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение).
Учитывая изложенное, передача возложенных согласно законодательству Российской Федерации полномочий ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными (автономными) учреждениями по договору иной коммерческой организации не соответствует положениям законодательства Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству, регулирующему порядок заключения государственными (муниципальными) учреждениями договоров, предусмотрено заключение срочных (ограниченных, как правило, периодом бюджетного цикла) договоров на конкурсной основе, что создает высокие риски по необеспечению непрерывного выполнения полномочий по ведению бухгалтерского учета государственных финансов, формирует дополнительные издержки по передаче (миграции) сформированных данных об активах и обязательствах, иных объектах бухгалтерского учета от одного исполнителя к иному в условиях рассинхронизации периода исполнения полномочий одним (завершение исполнения полномочий не может быть ранее факта представления годовой бухгалтерской отчетности, которая должна быть подтверждена итогами контрольных мероприятий в целях подтверждения достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности) и периода начала выполнения полномочий ведения учета новым исполнителем (с начала года).
Вместе с тем в силу обязанности обеспечения представления достоверных данных о государственных (муниципальных) активах и обязательствах на оперативной (месячной) и постоянной основе создание рисков невыполнения указанных полномочий, в том числе ввиду недобросовестности исполнения контрактных обязательств, безрезультативного проведения конкурсных процедур и так далее, влечет за собой риски недостоверности отчетности об исполнении бюджета и невыполнении полномочий органов власти.
Следует также отметить, что осуществление полномочий по ведению бухгалтерского учета государственных финансов на основе коммерческого аутсорсинга в бюджетной сфере предполагает увеличение затрат на осуществление передаваемых полномочий на сумму заложенной в цене предоставляемых на коммерческой основе услуг прибыли исполнителя, а также на сумму налога на добавленную стоимость, обязательного к уплате при оказании подобных услуг.
Выбор решения по способу передачи полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности должен опираться в том числе на необходимость оптимизации бюджетных расходов и обеспечение непрерывности выполнения функций средствами единой интегрированной информационной среды, формируемой комплексом государственных и (или) муниципальных информационных систем.
Вышеуказанная позиция также обозначена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.10.2020 N 02-06-10/ 93946.
Согласно извещению, для закупки N 0156200009923000993, Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках.
Иных требований к участникам закупки в извещении не установлено.
Описание объекта оспариваемой закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
В соответствии с положениями пунктов 1.1, 1.2, 2.4, 2.5 Технического задания, исполнителю надлежит оказывать услуги по ведению бухгалтерского, налогового, статистического и кадрового учета.
Согласно п. 2.1 Технического задания, услуги, указанные в пп. 1.1 - 1.2 настоящего технического задания, оказываются Исполнителем с использованием "АЦК-Финансы", МСЭД, СУФД, Единой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций бюджетной сферы Пермского края (далее - ЕИС УФХД ПК) в соответствии с положениями Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2018 N 70-п "О Единой информационной системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций бюджетной сферы Пермского края". Доступ к системе ЕИС УФХД ПК предоставляется оператором системы - Министерством информационного развития и связи Пермского края на основании соглашения о предоставлении права использования ЕИС УФХД ПК. Соглашение об использовании системы и регламент подключения пользователей размещены на сайте системы в разделе "Документы" https://accounting.permkrai.ru/documents/.
Приложения N 1 и N 2 к Техническому заданию включают в себя регламенты распределения функций между Заказчиком и Исполнителем и документооборот в части ведения бухгалтерского и кадрового учета соответственно.
Так, например, Приложение N 2 включает в себя необходимость осуществления исполнителем следующих операций по кадровому учету:
- подготовка проекта трудового договора и передача Заказчику, для подписания сторонами: Работодателем и Работником;
- подготовка уведомления по предыдущему месту работы государственного гражданского служащего с последующей передачей Заказчику для подписания и отправки сведений бывшему работодателю;
- уведомление органов службы занятости при трудоустройстве работника, состоявшего на учете;
- регистрация сведений о работнике во всех предусмотренных номенклатурой журналах (по личному составу, регистрации трудовых договоров и т.д.);
- и т.д.
Комиссия отмечает, что для осуществления вышеназванных операций необходимость установления дополнительных требований в отношении участников закупки отсутствует.
Таким образом, объект оспариваемой закупки включает в себя услуги по ведению бухгалтерского, налогового учета, для оказания которых участники закупки должны соответствовать требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и кадрового, статистического учета, для осуществления ряда операций по которым, установления дополнительных требований к участникам не требуется.
Комиссия отмечает, что указанное выше обстоятельство может привести к ограничению конкуренции, между участниками закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших дополнительных требований к участникам закупки, в соответствии с актами бюджетного законодательства, а также объединивших в один лот услуги по бухгалтерскому и кадровому учету, выявлено нарушение п. 12 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение п. 12 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
3. Передать материалы настоящей внеплановой проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 ноября 2023 г. N 229 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - товар. работа. услуга. - ведение бухгалтерского учета - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023