рассмотрев обращение (вх. N 16238/23) ГБПОУ "Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИнвестКонсалт" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на закупку лабораторной мебели (изв. N 0356200028022000013).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 30.10.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 02.11.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200028022000013, Заказчиком проводился электронный аукцион на закупку лабораторной мебели. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 241 937,71 руб.
06.12.2023 г. между Заказчиком и ООО "ИнвестКонсалт" заключен контракт на закупку лабораторной мебели на сумму 743 839,77 руб. Снижение НМЦК составило 40,11 %.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить лабораторную мебель, в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 2 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
3.1. Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 614022, Пермский край, Пермь, улица Танкистов, дом 46 (далее - место доставки), в следующие сроки:
3.1.1. Срок начала поставки товара: 09.01.2023 г.
3.1.2. Срок окончания поставки товара: 31.03.2023 г.
12.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из решения об одностороннем отказе следует, что Общество не выполнило свои обязательства в установленные Контрактом сроки.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 13.10.2023 г. было сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 13.10.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.10.2023 г.
Информация об ООО "ИнвестКонсалт" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы лишь 26.10.2023.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
Фактически Поставщик по состоянию на 12 октября 2023 года товар не поставил.
В связи с неисполнением взятых на себя обязательств, ООО "ИнвестКонсалт" Заказчиком были направлены:
- претензия N 169 от 03.04.2023;
- претензия N 191 от 18.04.2023.
В связи с неисполнением ООО "ИнвестКонсалт" своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.2 Контракта, ст. 95 Закона о закупках принимает решение о расторжении данного контракта на поставку лабораторной мебели в одностороннем порядке.
Представители ООО "ИнвестКонсалт" в письменных пояснениях, направленных в адрес Комиссии, сообщили следующее.
С целью исполнения принятых на себя обязательств по поставке лабораторной мебели, ещё до подписания Контракта Поставщиком были оформлены заказы на покупку составных частей требуемого товара.
Так, панели электроснабжения лабораторных столов в количестве 38 штук были приобретены у ООО "ДАРРО" 29.11.2022 года, что подтверждается товарной накладной N 181 от 29.11.2022 г.
Остальные составные части Товара в связи с недобросовестными действиями поставщиков "ИнвестКонсалт" пришли с нарушением сроков поставки.
О возникших сложностях с поставками лабораторной мебели представитель Поставщика информировал Заказчика в ходе переписки и телефонных разговоров.
05 июня 2023 года ИП Сысковым В. С. были оказаны транспортно-экспедиционные услуги ООО "ИнвестКонсалт" по маршруту г. Екатеринбург - г. Пермь, ул. Танкистов 46 по доставке составных частей Товара.
19 июня 2023 года на территории Заказчика был произведен монтаж и сборка составных частей Товара, а именно столов лабораторных Тип 2 (без столешницы) в количестве 5 штук, столов лабораторных Тип 1 (без столешницы) в количестве 33 штуки, столов лабораторных Тип 3 (без столешницы) в количестве 2 штуки, столов лабораторных Тип 4 (без столешницы) в количестве 3 штуки.
Столешницы для лабораторных столов были заказаны 23 декабря 2022 года на основании коммерческого предложения, полученного от самозанятого Богданчикова Г. Г. в рамках заключенного сторонами договора купли-продажи и поставки товара N5 от 23 декабря 2022 года.
В связи с тем, что поставщик систематически переносил сроки поставки, Общество было вынуждено искать иные возможности для того, чтобы закупить столешницы для лабораторных столов у иных поставщиков, чтобы исполнить принятые на себя обязательства по контракту.
По результатам мониторинга рынка оказалось, что закупить указанные столешницы в кратчайшие сроки не представляется возможным.
Таким образом, доставка столешниц в адрес Заказчика была произведена только 17 октября 2023 года, что подтверждается заявкой - договором от 18 октября 2023 года на предоставление транспортных услуг по адресу г. Пермь, ул. Танкистов 46. Поставка товара подтверждается транспортной накладной N 1289 от 17.10.2023 года.
Вместе с тем, Заказчик в предоставленных пояснениях сообщает, что в сентябре 2023 года Поставщиком были поставлены металлические конструкции для каркаса лабораторных столов с нарушением регулировки высоты столов.
Также Заказчик поясняет, что 17.10.2023 года поступили в адрес колледжа столешницы, не соответствующие техническому заданию. Поставщик предоставил 35 столешниц вместо требуемых 43.
Кроме того, не соответствуют положениям Технического задания и размеры поставленного товара. В частности, ширина столешниц должна составлять 700 мм., однако, Поставщик поставил столешницы с шириной 600 мм.
Также Заказчик поясняет, что у поставленных столешниц отсутствует предусмотренное положениями Технического задания устойчивое к стиранию пластиковое покрытие.
Заказчик обращает внимание и на то, что столы, согласно положениям Технического задания, должны быть оборудованы электромонтажной панелью, на которой устанавливаются 4 евро розетки, 2 розетки RJ-45, центральный выключатель с подсветкой, кабель длиной 3 м., встроенные предохранители, однако, данные электромонтажные панели ООО "ИнвестКонсалт" не были поставлены.
Комиссия обращает внимание на то, что ООО "ИнвестКонсалт" не предоставил в адрес Комиссии доказательства обращения к иным производителям частей требуемого товара, в частности - столешницам.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание пояснения Заказчика относительно несоответствия поставленного товара положениям Технического задания.
Изучив представленные в материалы обращения документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ИнвестКонсалт" нарушило условия исполнения Контракта.
Также Поставщиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "ИнвестКонсалт" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по Контракту.
Стоит отметить, что ООО "ИнвестКонсалт" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "ИнвестКонсалт" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "ИнвестКонсалт" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "ИнвестКонсалт" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации и Контракте требованиями Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание на то, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "ИнвестКонсалт" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Поставщика не позволили удовлетворить государственную нужду, связанную с поставкой расходных материалов для электрокардиографа
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Поставщика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "ИнвестКонсалт" (620073, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕКАТЕРИНБУРГ ГОРОД, АКАДЕМИКА ШВАРЦА УЛИЦА, 10, 3, 84, ИНН 6674204555) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения об управляющем ООО "ИнвестКонсалт" Ткачик Дмитрий Владимирович (ИНН 667007944076) об учредителях ООО "ИнвестКонсалт": Точилове Игоре Ивановиче (ИНН 667407319180), Осколков Сергее Григорьевиче (ИНН 665808661284), Струковой Ларисе Викторовне (ИНН 666003228591) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "ИнвестКонсалт", об управляющем ООО "ИнвестКонсалт" Ткачик Дмитрий Владимирович об учредителях ООО "ИнвестКонсалт": Точилове Игоре Ивановиче, Осколков Сергее Григорьевиче, Струковой Ларисе Викторовне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об об ООО "ИнвестКонсалт", об управляющем ООО "ИнвестКонсалт" Ткачик Дмитрий Владимирович об учредителях ООО "ИнвестКонсалт": Точилове Игоре Ивановиче, Осколков Сергее Григорьевиче, Струковой Ларисе Викторовне из реестра недобросовестных поставщиков считать 03.11.2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 ноября 2023 г. N РНП-59-365
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023