рассмотрев обращение Прокуратуры Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Cонзи" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт здания прокуратуры Ленинского района г. Перми по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Советская, д. 24 (изв.N 0156100000323000022),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156100000323000022 Заказчиком проводился электронный аукцион на капитальный ремонт здания прокуратуры Ленинского района г. Перми по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Советская, д. 24. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 857 543,69 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 27.10.2023 N 11033/23) рассмотрение обращения было назначено на 31.10.2023 в 15:30 ч.
С целью принятия решения Комиссией был объявлен перерыв до 02.11.2023 г.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
05.06.2023 г. между Заказчиком и ООО "Сонзи" (далее - Подрядчик, Общество) был заключен контракт на капитальный ремонт здания прокуратуры Ленинского района г. Перми по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Советская, д. 24. Цена контракта - 2 857 543,69 руб.
В связи с невыполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 10.10.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 3 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 12 Контракта.
Из материалов обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно условиям Контракта предусмотрен срок выполнения работ, с оформлением исполнительной документации до 02.10.2023 (пункт 12.1 Контракта, срок действия Контракта - с момента его подписания обеими Сторонами и до 15.11.2023, а в части взаиморасчётов - до полного их исполнения Сторонами (пункт 12.2 Контракта). В соответствии с пунктом 1.1 Контракта подрядчик обязуется собственными силами и средствами, с использованием своих материалов, инструментов и оборудования своевременно выполнить работы в соответствии с техническими характеристиками, требованиями, предъявляемыми к Работам, приведёнными в Техническом задании (приложение N 1 к Контракту), в объёме согласно Локального сметного расчёта (приложение N 2 к Контракту), а заказчик обязуется принять выполненные в соответствии с условиями Контракта работы и оплатить их. Согласно предоставленному Подрядчиком графику выполнения работ работы по капитальному ремонту здания должны были быть выполнены с 13.06.2023 г. по 28.08.2023 г. По состоянию на 10.10.2023 г. Подрядчиком были частично выполнены работы по отбивке штукатурки с поверхности наружных стен (фасадов) здания (из 663,4 кв.м. выполнена отбивка штукатурки в объёме 583,40 кв.м.). К выполнению работ по ремонту кирпичной кладки наружных стен отдельными местами, кладке отдельных участков кирпичных стен и заделке проёмов в кирпичных стенах, устройству горизонтальной гидроизоляции кирпичных стен методом инъецирования и улучшенной штукатурке фасадов здания цементноизвестковым раствором по кирпичной кладке Подрядчик не приступал. На 10.10.2023 г. работы Подрядчиком выполнены не были.
Поскольку Подрядчиком на 10.10.2023 г. работы, предусмотренные Контрактом не выполнены, а нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 10.10.2023 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 1590229326623000047 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 10.10.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 95 Закона о закупках срок Подрядчиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 23.10.2023 г. Информация об ООО "Сонзи" была направлена в адрес Пермского УФАС России 25.10.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что в ходе выполнения работ были выявлены дефекты кладки стены здания, без устранения которых невозможно было проводить работы по Контракту. Проведение работ по Контракту без устранения дефектов кладки, не принесло бы желаемого для Заказчика результата, поскольку штукатурка в дальнейшем растрескалась и отпала от стен, Подрядчик не мог гарантировать безопасность таких работ. Обнаружив дефекты кладки, Подрядчик известил об этом Заказчика и приостановил работы, на стене где были обнаружены дефекты кладки. Приостанавливая проведение работ по Контракту, Подрядчик известил Заказчика, о том, что в связи с выявленными дефектами кладки завершить работы в установленные Контрактом сроки будет невозможно. Заказчиком была назначена экспертиза, с результатами которой Подрядчик до настоящего времени не ознакомлен. 26.09.2023 г. в телефонном разговоре представитель Подрядчика сообщил Заказчику, что можно продолжать работы в полном объеме, срок действия Контракта продлен до 15.11.2023 г., о чем размещены данные в ЕИС. Экспертное заключение Подрядчику так представлено и не было. 10.10.2023 г. Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В ответ на решение Заказчика, Подрядчик обратился в его адрес с гарантийным письмом, что работы по Контракту будут выполнены в срок. На момент размещения сведений об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчиком были закуплены и завезены на объект строительства более 90 % материалов, было выполнено работ на сумму 722 176,08 (семьсот двадцать две тысячи сто семьдесят шесть рублей 08 копеек) что составляет более 25 % от всего объема работ.
В возражениях на пояснения Подрядчика Заказчик указал, что 21.06.2023 г. Подрядчик приступил к выполнению работ на объекте (демонтажу штукатурного слоя). В этот же день в процессе выполнения работ произошло выпадение наружной версты кирпичной кладки межоконного простенка дворового (заднего) фасада здания прокуратуры Ленинского района г. Перми по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 24, о чем в 13:02 ч. бригадир Подрядчика Тароян Г.Г. через мессенджер WhatsApp сообщил работнику отдела материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта. Каких-либо уведомлений о приостановлении работ от Подрядчика в Заказчика не поступало. Заказчиком уведомления о необходимости приостановления работ в адрес Подрядчика не направлялось. Устно было оговорено, что работы в пределах разрушенного межоконного простенка не выполнять. Тем не менее, по состоянию на 05.07.2023 г. работы по демонтажу штукатурного слоя дворового фасада были выполнены в полном объеме (фотография прилагается). Препятствий для выполнения работ по демонтажу штукатурного слоя всего фасада здания, включая пристрой музея не имелось, и Подрядчик продолжал выполнение данных работ до середины сентября включительно. Поскольку Подрядчик выполнял работы настолько медленно, что окончание всех работ, предусмотренных государственным контрактом до 02.10.2023 г., стало явно невозможным, Заказчик организовал совещание с Подрядчиком для решения вопроса о дальнейшем исполнении условий государственного контракта, на которой Подрядчику было озвучено о необходимости принятия исчерпывающих мер для ускорения выполнения работ. По результатам проведенного совещания, Подрядчиком были даны заверения об окончании выполнения работ до окончания срока действия контракта. В подтверждение своих намерений выполнить работы в установленный срок Подрядчиком был представлен график выполнения работ до 25.10.2023 г., который Подрядчиком также был нарушен. На дату запланированного окончания работ по государственному контракту - 02.10.2023 г., работы, даже этап по демонтажу штукатурного слоя, не были завершены в полном объеме. По состоянию на 10.10.2023 г. Подрядчиком частично выполнены работы по отбивке штукатурки с поверхности наружных стен (фасадов) здания (из 663,4 кв.м, выполнена отбивка штукатурки в объёме 583,40 кв.м.). К выполнению работ по ремонту кирпичной кладки наружных стен отдельными местами, кладке отдельных участков кирпичных стен и заделке проёмов в кирпичных стенах, устройству горизонтальной гидроизоляции кирпичных стен методом инъецирования и улучшенной штукатурке фасадов здания цементно-известковым раствором по кирпичной кладке подрядчик не приступал. Представленный Подрядчиком график прокуратурой края согласован не был, срок выполнения работ Подрядчиком Заказчиком края не продлялся. Согласно условиям Контракта предусмотрен срок выполнения работ, с оформлением исполнительной документации до 02.10.2023 (пункт 12.1 Контракта, срок действия Контракта - с момента его подписания обеими Сторонами и до 15.11.2023, а в части взаиморасчётов - до полного их исполнения Сторонами (пункт 12.2 Контракта). Дополнительного соглашения об изменении срока действия контракта сторонами не подписывалось, информация Подрядчика о продлении срока действия контракта является недостоверной. Заявленный объем (более 90%) закупленных Подрядчиком материалов на объект не поступал (поступал в значительно меньшем объеме) и при выполнении работ не использовался.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Сонзи" не представлено.
Комиссия отмечает, что довод Подрядчика о продлении работ до 15.11.2023 г. не соотносится с условиями выполнения работ, указанным в Контракте, поскольку сроком окончания выполнения работ, согласно п. 12.1 Контракта, является 02.10.2023 г. Информация о заключении дополнительного соглашения между сторонами о продлении сроков выполнения работ отсутствует в единой информационной системе и опровергается Заказчиком.
Также, согласно п. 4.3. Контракта сдача выполненных Работ осуществляется в присутствии Подрядчика, либо его надлежаще уполномоченного представителя. По факту выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик в течение 1 (одного) рабочего дня с использованием единой информационной системы подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документы о приёмке Работ: Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) (далее - документы о приемке Работ), счёт и/или счёт-фактуру или универсальный передаточный документ с указанием номера и даты Контракта, обеспечение гарантийных обязательств.
Исходя из указанных требований Контракта на 02.10.2023 г. Подрядчик был обязан представить акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Представленные в адрес Комиссии акты N 35 от 16.07.2023 г., N 46 от 26.09.2023 г. подтверждают лишь факт оказания услуг по доставке грузов по месту выполнения работ - г. Пермь, ул. Советская, д. 24. При этом, из указанных актов невозможно установить содержание таких услуг, какие товары или материалы были доставлены на место. Иных документов, подтверждающих факт выполнения работ, в том числе предусмотренных п. 4.3 Контракта, в адрес Комиссии не представлено.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "Сонзи" нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком не допущено нарушения условий исполнения Контракта.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Сонзи" (618719, Пермский край, п/ст Пятый Км, Центральная ул, д. 26г, ИНН 5948061684, КПП 594801001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о единственном учредителе ООО "Сонзи", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Сонзи", Гагариной Татьяне Николаевне (ИНН 590610631657) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Сонзи", о единственном учредителе ООО "Сонзи", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Сонзи", Гагариной Татьяне Николаевне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Сонзи", о единственном учредителе ООО "Сонзи", о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Сонзи", Гагариной Татьяне Николаевне из реестра недобросовестных поставщиков считать 08.11.2025 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 ноября 2023 г. N РНП-59-363
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023