Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, А.Н. Пшенниковой, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - - МКУ "Муниципальная служба заказчика" Богучанского р-на (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Красноярская тепло-транспортирующая компания" (ИНН 2465100210) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт сетей тепло-водоснабжения по ул. Быковского в с. Богучаны", извещение N0119300040022000278, идентификационный код закупки 223240700898424070100100540024322243, установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты Заказчика и Общества, указанным в Контракте, направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Общество запрошенные документы и сведения не представило.
Комиссией Красноярского УФАС было принято решение объявить перерыв в рассмотрении обращения с целью получения дополнительной информации для проведения внеплановой проверки.
Рассмотрение обращения было назначено на 03.11.2023 года 11 часов 10 минут (время местное).
До начала рассмотрения обращения по существу Заказчик направил ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференции (далее - ВКС).
В назначенное время посредством ВКС подключился представитель Заказчика (личность установлена, полномочия подтверждены) и представитель Общества (личность установлена, полномочия подтверждены).
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
28.09.2022 в ЕИС был размещен протокол подведения итогов определения исполнителя, согласно которому общество было признано победителем.
10.10.2022 между заказчиком и обществом был заключен контракт N0119300040022000278-ЭА-01 на капитальный ремонт сетей тепло-водоснабжения по ул. Быковского в с. Богучаны.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "1.1. В соответствии с настоящим Контрактом Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту сетей тепло-водоснабжения по ул. Быковского в с. Богучаны (далее - объект), в соответствии с условиями предусмотренными в извещении об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки настоящего Контракта, сметной документацией и техническим заданием.
В состав работ входят: строительно-монтажные работы".
Разделом 2 Контракта установлена цена контракта и порядок расчетов.
В соответствии с разделом 3 Контракта: "3.1. Подрядчик обязуется выполнить работы (этапы работ) по Контракту в соответствии с Календарным планом (Приложение N2 к настоящему Контракту), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта.
3.2. Датой начала работ является дата подписания настоящего Контракта.
3.3. Работы должны быть выполнены до 30 ноября 2022 года.
3.4. Факт выполнения работ подтверждается актами выполненных работ и затрат, оформленных в соответствии с нормативными документами.
3.5. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, при этом Подрядчик не вправе требовать увеличения цены Контракта".
Разделы 4, 5 Контракта предусматривает права и обязанности сторон.
Разделом 13 Контракта установлена ответственность сторон.
В соответствии с разделом 16 Контаркта: "16.1. Изменение положений настоящего Контракта допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изменения по соглашению Сторон оформляются в письменном виде путем подписания Сторонами дополнений к Договору. Все приложения и дополнения являются неотъемлемыми частями Договора.
16.2. Расторжение Контракта допускается по следующим обстоятельствам:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа Стороны контракта от его исполнения в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
16.3. Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на условиях, определенных гражданским законодательством.
16.3.1. Неоднократного (более 2-х (двух) раз) нарушения одной из сторон условий Контракта.
16.3.2. Неоднократного (более 2-х (двух) раз) неисполнения Подрядчиком законных требований Муниципального заказчика о выполнении Подрядчиком принятых контрактных обязательств.
16.3.3. Нарушения графика производства работ более чем на 10 (десять) календарных дней при любом этапе работ, кроме обстоятельств, повлекших задержку выполнения работ по причинам, указанным в разделе 12.1.1. Контракта.
16.3.4. Отказа Подрядчика в течение 5 (пяти) календарных дней приступить к исправлению выявленных Муниципальным заказчиком недостатков на любой стадии производства работ.
16.4. Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае неисполнения Подрядчиком условий о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
16.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
16.6. Стороны до расторжения Контракта урегулируют взаиморасчеты в связи с фактически выполненными объемами Работ, претензиями и иными обстоятельствами.
Указанная сумма рассчитывается относительно расходов по выполненному объему Работ в процентах от общего объема и стоимости Работ по Контракту, с учетом всех платежей, выполненных Заказчиком по отношению к Подрядчику до даты вступления в силу дополнительного соглашения о расторжении Контракта.
16.7. После урегулирования спорных вопросов и осуществления взаиморасчетов ни одна из Сторон не имеет больше никаких обязанностей по отношению к другой Стороне по Контракту и подписывает об этом дополнительное соглашение".
Комиссия, изучив представленные материалы, установила, что согласно вышеуказанному контракту работы должны были быть выполнены до 30.11.2022.
25.10.2022 Общество в адрес Заказчика направило письмо N138 с просьбой продлить срок выполнения работ по контракту до 30.09.2023 в связи с тем, что для исполнения условий контракта требовалось полное отключение центральной тепловой сети от ресурсоснабжающей организации, что было невозможным в осенне-зимний период.
11.11.2022 на основании исх. N138 от 25.10.2022 г и распоряжения администрации Богучанского района N 737-р от 02.11.2022 "Об изменении существенных условий муниципального контракта N 0119300040022000278-ЭА-01 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей тепло-водоснабжения по ул. Быковского в с. Богучаны" срок выполнения работ был продлен до 30.09.2023.
05.07.2023, 21.07.2023 Заказчик в адрес Общества направил претензионные письма N74 и N90 соответственно, согласно которым Заказчик указывает на то, что Общество не приступало к выполнению работ.
17.10.2023 Заказчик в адрес Общества направил претензионное письмо N144 с требованием оплатить штраф за неисполнение обязательств по контракту.
В тот же день Заказчик в адрес Общества направил письмо N145 с уведомление о том, что невыполнение работ Обществом повлекло неосвоение бюджетных средств Бюджетной системы РФ, недостижение целевых показателей, а именно не проведение капитального ремонта сетей тепло-водоснабжения.
Также, письмом N146 от 17.10.2023 Заказчик выставил требование Обществу о возврате аванса, который был перечислен на счет Общества согласно условиям контракта, что подтверждено платежным документом N128194 от 24.10.2022.
Комиссия отмечает, что на вышеуказанные претензии ответов со стороны Общества не поступало, а также в указанный срок Общество к исполнению обязанностей не приступило, доказательств обратного не представлено.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе использованием в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 17.10.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием пунктом 14 и 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 17.10.2023 Обществом работы не выполнены, в связи с чем 17.10.2023 заказчиком было принято решение об односторонне отказе от исполнения контракта на основании пункта 16.3 Контракта.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 30.10.2023.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, Комиссии не представлено.
Также Комиссия считает необходимым отметить тот факт, что Общество вовсе не приступило к выполнению работ спустя продолжительное количество времени после установленного Контрактом срока.
Комиссия также отмечает, что обществом в адрес Красноярского УФАС России не представлены документы и сведения, свидетельствующие о выполнении работ, либо документы, подтверждающие невозможность исполнения обязательств по контракту в силу обстоятельств, прямо не зависящих от общества.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности Общества в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено.
Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, участник закупки, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в Извещении и Документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что аванс, полученный Обществом от заказчика не был использован для исполнения условий контракта, напротив, на заседании Комиссии представителем общества был указанно, что аванс, полученный в рамках рассматриваемого контракта, был использован на иные нужды, что само по себе не может свидетельствовать о добросовестном поведении общества и о направлености его действий на исполнение условий контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что Общество намеренно и умышленно при исполнении условий контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение Общества, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии имеются все основания для включения сведений об Обществе реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Общество, подавая заявку на участие в закупке, согласилось с условиями Контракта, заключило контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении Общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, Комиссия обращает внимание на тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Красноярская тепло-транспортирующая компания" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
30.10.23 |
01.11.23 |
30.10.23 |
0 |
30.10.23 |
07.11.23 |
03.11.23 |
0 |
09.11.23 |
09.11.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
А.Н. Пшенникова
Исп.Маёрова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 ноября 2023 г. N 024/10/104-3083/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023