Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупка;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - ГУ МВД России по Алтайскому краю: Гуляевой М.А.;
от ИП Лопатиной С.М.: Лопатин Д.М., Зайвия Д.Ю.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ГУ МВД России по Алтайскому краю о включении сведений об ИП Лопатиной С.М. в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0117100008423000076 "Оказание услуг по размещению социальной видеорекламы по безопасности дорожного движения с использованием наружных рекламных конструкций", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ГУ МВД России по Алтайскому краю (далее- Заказчик) о включении сведений об ИП Лопатиной С.М. в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0117100008423000076 "Оказание услуг по размещению социальной видеорекламы по безопасности дорожного движения с использованием наружных рекламных конструкций".
03 ноября 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель Заказчика пояснила, что ИП Лопатина Светлана Михайловна, являясь победителем электронного аукциона, в установленный законом срок, не подписала проект контракта, в связи с чем была признана уклонившейся от заключения контракта. На включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков не настаивала.
Представители ИП Лопатиной С.М. пояснили, что последняя намерений уклониться от заключения контракта не имела, просили не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам:
09.10.2023 г. в единой информационной системе (ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0117100008423000076 на оказание услуг по размещению социальной видеорекламы по безопасности дорожного движения с использованием наружных рекламных конструкций.
Начальная (максимальная) цена контракта - 507 150,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 19.10.2023 г. заявка под N 115100056 с ценой контакта 504 614,25 руб. была признана победителем.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
23.10.2023 г. победителю был направлен проект контракта.
Срок для подписания 30.10.2023 г.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
По состоянию на 31.10.2023 г. ИП Лопатина С.М. в срок, установленный пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта не подписала, протокол разногласий, документ, подтверждающий предоставление обеспечение исполнение контракта в ЕИС не разместила.
На основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, ИП Лопатина С.М. была признана уклонившейся от заключения контракта.
Сведения об ИП Лопатиной С.М. направлены для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения ООО "Трал Комплекс" в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Из пояснений представителей ИП Лопатиной С.М. следует, что не подписание контракта в установленный срок, произошло в связи с проблемами, возникшими 30.10.2023 и связанными с проведением платежа в интернет-банке, а так же с проблемами с программным обеспечением, необходимым для использования электронной подписи. В связи с отсутствием в штате соответствующих сотрудников (бухгалтера, IT-специалиста) оперативно решит данные вопросы не получилось. Специалист сторонней организации, занимающейся IT- поддержкой, смог решить проблему с программным обеспечением только 31.10.2023 г.
31.10.2023 г. после повторного обращения в службу поддержки банка получилось провести платеж (представлена квитанция N 340 от 31.10.2023 г. о перечислении суммы обеспечения исполнения контракта).
Так же 31.10.2023 г. Заказчику направлен подписанный оригинал контракта.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту б) пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. n 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В связи изложенным, у Комиссии нет оснований для включения сведений об ИП Лопатиной С.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП Лопатиной Светлане Михайловне в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 ноября 2023 г. N 022/10/104-1342/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023