Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г.- государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула Науменко Майи Валерьевны при личном присутствии,
от ООО "ОЛИР-АВТО" Бесчастных Олега Анатольевича при личном присутствии,
рассмотрев обращение Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, о включении сведений об ООО "ОЛИР-АВТО", его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301922001749 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N80" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, о включении сведений об ООО "ОЛИР-АВТО", его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301922001749 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N80".
Представитель Заказчика пояснила, что исполнение расписания по маршруту перевозчиком за период с декабря 2022 г. по сентябрь 2023 г. составляло менее 85 %, в связи с чем Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Представитель Заказчика на включении сведений об ООО "ОЛИР-АВТО" в реестр недобросовестных поставщиков не настаивала.
Представитель ООО "ОЛИР-АВТО" пояснил, что Общество готово исполнять условия контракта, для этого у него имеется транспорт в нужном количестве, однако, отсутствуют водители. С началом пандемии Covid-19 начался отток работников из транспортной отрасли, с началом специальной военной операции проблема нехватки водителей усугубилась. В прокуратуре г. Барнаула прошло совещание, на котором обсуждалась проблема дефицита водителей в отрасти муниципальных пассажироперевозок.
Представитель Заказчика подтвердила факт проведения данного совещания.
Заслушав пояснения сторон, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок объявила перерыв для предоставления сторонами документов, в подтверждение представленных пояснений.
После перерыва 03.11.2023 г. продолжилось заседание Комиссии по рассмотрению обращения Заказчика без участия представителей сторон.
Комиссия, изучив дополнительно представленные Заказчиком документы и материалы дела, в ходе проведения внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
22.11.2022 г. по итогам электронного аукциона N 0317300301922001749 между Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО "ОЛИР-АВТО" был заключен муниципальный контракт N 03173003019220017490001.
Согласно п. 1.1, 1.2, 1.3 контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить: работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N80 (далее - работы) по маршруту, параметры которого установлены Параметрами маршрута (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным Требованиями к характеристикам и оборудованию транспортных средств (Приложение N 2 к Контракту).
Объемы работ установлены Объемом работ (Приложение N 3 к Контракту).
Согласно п. 2.3.2 приложения N 18 к контракту Подрядчик обязан обеспечить работу всех транспортных средств на маршрутах с выполнением не менее 85 % от месячного планового значения, в соответствии с расписанием движения транспортных средств, утвержденным Заказчиком. Рейс на маршруте считается невыполненным в случае, когда транспортное средство не отправилось из начального (конечного) остановочного пункта, либо, двигаясь по муниципальному маршруту из начального остановочного пункта, не прибыло в конечный остановочный пункт, а также, двигаясь по муниципальному маршруту из конечного остановочного пункта, не прибыло в начальный остановочный пункт.
Согласно справкам по анализу исполнения движения по маршрутам ГПТ , выданным МУП "Центртранс" г. Барнаула, расписание по маршруту N 80 в декабре 2022 г. выполнено на 62,6%, в январе 2023 г. - на 59,7%, в феврале 2023 г. - на 60,9%, в марте 2023 г. - на 52,9 % , апреле 2023 г. - на 53,5%, в мае 2023 г. - на 53,5%, в июне 2023 г. - на 50,7%, в июле 2023 г. - на 44,0%, в августе 2023 г. - 46,0%, в сентябре 2023 г. - на 42,9 %.
Письмами от 07.02.2023 г., 06.03.2023 г., 31.03.2023 г., 28.04.2023 г., 19.05.2023 г., 27.07.2023 г., 04.09.2023 г., 12.10.2023 г. Заказчик уведомлял Подрядчика о низком проценте выполнения расписания по маршруту N 80.
13.10.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением контракта Подрядчиком (низкий процент исполнения расписания)
Решение Заказчика было размещено в ЕИС 16.10.2023 г., получено Подрядчиком через ЕИС в тот же день.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением другой Стороной условий Контракта, иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение Заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 27.10.2023 г.
Комиссия не ставит под сомнение право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В материалах дела имеется письмо прокуратуры г. Барнаула о том, что 27.07.2023 г. в прокуратуре г. Барнаула состоялось совещание на тему нехватки водителей автобусов в г. Барнауле, по результатам которого определены задачи по организации работы в данном направлении. Согласно письму Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от 28.09.2023 г. в адрес прокуратуры г. Барнаула комитетом изучена ситуация с водительским составом в Новосибирской, Кемеровской, Томской областях Красноярском и Иркутском краях. В транспортной отрасли данных субъектов существует нехватка квалифицированных кадров. Количество вакантных мест в автотранспортных предприятиях г. Барнаула (21 предприятие) составляет 659 мест, в ООО "ОЛИР-АВТО" - 29 мест.
Таким образом, можно предположить наличие общих для регионов Сибирского федерального округа процессов нехватки квалифицированных кадров в транспортной области, в том числе нехватки кадров в Алтайском крае.
Принимая во внимание изложенное, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для установления недобросовестности в действиях Подрядчика.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "ОЛИР-АВТО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 ноября 2023 г. N 022/10/104-1333/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023