Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - КГБУ "Учреждение по содержанию административных зданий" Шевелевой Натальи Анатольевны путем видеоконференции,
от ООО "Бюро экспертов по строительству" Логуткина Михаила Владимировича путем видеоконференции,
рассмотрев обращение Заказчика - КГБУ "Учреждение по содержанию административных зданий" о включении сведений об ООО "Бюро экспертов по строительству", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа подрядчика (исполнителя) от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000323006492 "Выполнение работ по корректировке проектной документации "Капитальный ремонт подвального помещения (защитное сооружение гражданской обороны) административного здания по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 68" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - КГБУ "Учреждение по содержанию административных зданий" о включении сведений об ООО "Бюро экспертов по строительству" (далее - Общество, Подрядчик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа подрядчика (исполнителя) от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000323006492 "Выполнение работ по корректировке проектной документации "Капитальный ремонт подвального помещения (защитное сооружение гражданской обороны) административного здания по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 68".
Представитель Заказчика пояснила, что Подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что, по его мнению, техническое задание заказчика не соответствует действующим нормам и правила и считает, что корректировка существующей проектно-сметной документации в соответствии с действующими нормами и правилами ведет к разработке новых разделов и решений проектно-сметной документации, что выходит за рамки контракта. Из условий контракта следует, что выполнение исправления, исключения или добавления в проект необходимых данных, удовлетворяющих требованиям задания на проектирование. Таким образом корректировка проектной документации включает в себя анализ, пересмотр и дополнение уже существующих документов, создание новых, необходимых для успешной реализации проекта. Решение о корректировке проектной документации и проведение повторной государственной экспертизы приняты Учреждением в связи с введением в действие CI188.13330.2022 "СНиП 11-11-77 Защитные сооружения гражданской обороны" и выявленными недостатками в первичной проектной документации, которая была предоставлена Подрядчику после заключении контракта. Заданием на проектирование предусмотрено проведение технического обследования объекта, в ходе которого необходимо было оценить состояние существующих инженерных сетей (их достаточность, работоспособность, соответствие действующим нормам, наличие возможности сохранения существующих сетей и включения их в проектируемую при капитальном ремонте систему). Заказчик считает, что Подрядчик необоснованно отказался от исполнения обязательств по контракту и просит включить сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Подрядчика возражал, пояснил, что корректировка проектной документации согласно техническому заданию Заказчика ведет к нарушению действующих норм и правил, в том числе СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77* , о чем Подрядчик неоднократно предупреждал Заказчика письмами, а также предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон, на что Заказчик отказался, меры по устранению недостатков в техническом задании не принял, в связи с чем Подрядчик был вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
22.05.2023 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000323006492 между КГБУ "Учреждение по содержанию административных зданий" и ООО "Бюро экспертов по строительству" был заключен контракт N N2023.6794.043 на выполнение работ (далее - контракт).
Согласно разделу 1 контракта Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить работы по корректировке проектной документации "Капитальный ремонт подвального помещения (защитное сооружение гражданской обороны) административного здания по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 68" в количестве 1 (одна) условная единица (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Результатом выполненной работы являются проектная документация (при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Состав и объем работы определяется приложением N1 к Контракту.
Согласно техническому заданию (приложение N 1 к контракту) объектом является подвальное помещение административного здания по адресу: г. Барнаул, ул.Попова,68, подрядчику необходимо выполнить сбор исходных данных в объеме необходимом и достаточном для разработки проектной документации, удовлетворяющей заданным требованиям, получению положительного заключения государственной экспертизы в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативно-технических документов и Градостроительного кодекса РФ ( п. 1.3), выполнить обследование проектируемого объекта, в ходе которого:
-оценить состояние существующих инженерных сетей (достаточность, работоспособность, соответствие действующим нормам, наличие возможности сохранения существующих сетей и включения их в проектируемую при капитальном ремонте систему);
-выполнить сбор исходных данных, необходимых для проектирования систем.
Выполнить обмерные работы.
Выполнить обследование строительных конструкций:
Фиксацию дефектов и повреждений выполнить в виде схем с указанием мест повреждений и геометрических параметров. Разработать рекомендации по восстановлению работоспособности конструкций.
Выполнить обследование систем инженерного обеспечения здания:
- канализации,
- водоснабжения,
- систем отопления,
- вентиляции и кондиционирования с описанием систем.
- осветительных установок, включая светильники, электрических установок систем дымоудаления, автоматической сигнализации.
Разработать рекомендации по восстановлению работоспособности инженерного обеспечения здания.
Разработать рекомендации по восстановлению работоспособности сетей.
Составить заключение по итогам обследования строительных конструкций с выводами и рекомендациями.
Составить дефектную ведомость со степенью детализации, позволяющей составить ведомость объёмов работ.
По результатам обследования предоставить Заказчику акт технического осмотра с перечнем дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования (п.1.1.5).
Согласно п. 1.17 технического задания на основании результатов технического обследования разработать проектную документацию в составе, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N87 "О составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию" и другой нормативной документацией, действующей на территории РФ в объеме, необходимом для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации:
Раздел 1 "Пояснительная записка"
Раздел 3 "Объемно-планировочные и архитектурные решения"
Раздел 4 "Конструктивные решения"
Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения"
Раздел 6 "Технологические решения"
Раздел 7 "Проект организации строительства"
Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды"
Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"
Раздел 10 "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства"
Раздел 11 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства"
Раздел 12 "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства".
Раздел 13 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Рабочую документацию сформировать на основании разработанной проектной документации и в соответствии с ГОСТ Р 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации". Результатом работы является разработанная проектная и рабочая документация с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно п. 2.7 технического задания в объем капитального ремонта включены инженерные системы помещений ЗС ГО в пределах здания без учета реконструкции или замены наружных сетей и сооружений, подключаемых к инженерным системам ЗС ГО.
Согласно п. 2.13 технического задания проектную документацию на капитальный ремонт разрабатывать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, строительными и иными нормами и правилами, включая территориальные строительные нормы, СНиПы, ГОСТы, ВСН и др., в том числе свод правил СП 88.13330.2022 СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны".
Согласно 2.1 контракта цена контракта составляет 416 644, 32 рубля.
В соответствии с п. 4.1-4.2 контракта Подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания Контракта Сторонами. Работа должна быть закончена не позднее 90 (девяносто) рабочих дней со дня подписания Контракта Сторонами (45 рабочих дней - разработка проектно-сметной документации, 45 рабочих дней - проведение государственной экспертизы).
Согласно п. 3.4.3. контракта подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении с возможностью мотивированного подтверждения:
неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результата выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Письмом от 15.06.2023 г. Подрядчик проинформировал Заказчика о необходимости разработать заново, а не корректировать часть разделов существующей проектно-сметной документации (далее - ПСД), разработанные разделы выполнены в рамках существующей системы инженерных коммуникаций (электрика, слаботочные сети и пожарная сигнализация), что не соответствует действующим требованиям нормативов и приведет к замечаниям при приемке выполненных работ специалистами МЧС. В связи с чем документацию необходимо заново разработать. Подрядчик предложил заключить дополнительное соглашение или новый контракт на разработку отсутствующих разделов проектно-сметной документации.
Письмом от 28.06.2023 г. Подрядчик предложил расторгнуть контракт по обоюдному согласию в виду отсутствия ответа от Заказчика на письмо от 15.06.2023 г.
Письмом от 30.06.2023 г. Заказчик сообщил, что целевая субсидия выделан на осуществление корректировки документации и Заказчик не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита и заключить дополнительное соглашение на увеличение цены контракта.
Письмами от 03.08.2023 г. и 05.09.2023 г. Заказчик уведомил Подрядчика об истечении срока выполнения работ, просил направить ему откорректированную проектно-сметную документацию.
Письмом от 06.09.2023 г. Подрядчик просил дать ответы на возникшие вопросы: в ПСД отсутствуют решения по оснащению защитного сооружения ДЭС и подтверждение возможности установки ручных вентиляторов для системы вентиляции (п. 12.2.1 СП 88.13330.2022), подтвердить необходимость оснащения объекта системой проводного радиовещания, поскольку она не предусмотрена в ПСД ( п. 14.1 СП 88.13330.2022), подтвердить решения по подключению телефонной связи, предусмотренные в ПСД, поскольку они выполнены с нарушением п. 14.5 СП 88.13330.2022.
Письмом от 12.09.2023 г. Подрядчик уведомил об остановке работ до получения официальных ответов на технические вопросы, изложенные в письме Подрядчика от 06.09.2023 г.
Письмами от 12.09.2023 г., 26.09.2023, 28.09.2023 г. Заказчик уведомил о необходимости проведения совместного рабочего совещания, связанного с выполнение работ по контракту.
Письмом от 18.09.2023 г. Подрядчик уведомил Заказчика о возможности разработать только архитектурно-строительный раздел и раздел "Водоснабжение и канализация" , однако, они также могут претерпеть изменения ввиду новой разработки других разделов ПСД в случае применения ДЭС), архитектурно-строительный раздел и раздел "Водоснабжение и канализация" выполнены в полном объеме.
Письмом от 03.10.2023 г. Подрядчик проинформировал Заказчика о том, что корректировка существующей ПСД в соответствии с действующими нормами и требованиями ведет к разработке новых разделов и решений ПСД, которые выходят за рамки существующего контракта и подразумевают не капитальный ремонт, а реконструкцию. Подрядчик предложил расторгнуть контракт по обоюдному согласию.
Письмом от 11.10.2023 г. Заказчик просил незамедлительно приступить к исполнению обязательств по контракту.
17.10.2023 г. Подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктами 11.1, 11.2 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта, предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение было размещено в ЕИС Подрядчиком 17.10.2023 г., получено Заказчиком в тот же день. Таким образом, решение вступило в силу 28.10.2023 г.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 7 вышеназванной статьи в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пп. "б" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Проведя проверку фактов, содержащихся в обращении Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 и 3 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Согласно пояснениям представителя Заказчика проектно-сметная документация, подлежащая корректировке, проходила государственную экспертизу только в части проверки достоверности определения сметной стоимости, проектно-сметная документация подлежала корректировке в связи с введением в действие СП 88.13330.2022. "Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77" и выявленными ранее недостатками.
Таким образом, Подрядчику по условиям контракта предстояло привести ПСД, уже имевшую недостатки, допущенные иным подрядчиком при разработке, в соответствии с требованиями нового нормативного документа - СП 88.13330.2022, введенного в действие 22.01.2023 г. Подрядчиком неоднократно сообщалось Заказчику о непригодности документации, возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы, вместе с тем, несмотря на проведение совместных совещаний по проблемным вопросам исполнения контракта, документы, свидетельствующие о разрешении данных вопросов, изменении указаний о выполнении работ со стороны Заказчика, выработке конкретных решений, ни Заказчиком , ни Подрядчиком в материалы дела представлено не было.
На основании изложенного Комиссия, не находит достаточных оснований для признания поведения Подрядчика недобросовестным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "Бюро экспертов по строительству" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 ноября 2023 г. N 022/10/104-1339/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023