Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_", предприниматель, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по монтажу модульной конструкции, благоустройству территории по объекту: "Фельдшерско-акушерский пункт бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" по адресу: Омская область, Тюкалинский район, село Бекишево" в рамках мероприятий по приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций на основании мероприятия реализации регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Омской области" (Реестровый номер 23.33.2179)" (извещение N 0152200004723002141) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 157 от 05.05.2023),
публичного акционерного общества "Банк Уралсиб" (далее - ПАО "Банк Уралсиб", банк) - "_" (доверенность N 1169 от 04.12.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9948-ЭП/23 от 27.10.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 13.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 14882159,28 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.10.2023 ценовые предложения были поданы шестью участниками из восьми поданных на участие в закупке заявок, лучшее ценовое предложение в размере 10417511,36 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 78 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.10.2023 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки (заявителя) была отклонена, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "АПЭ ТРАНС").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений Комиссией установлено следующее.
Доводы заявителя фактически сводятся к необоснованному отклонению его заявки на участие в закупке по причине отсутствия в независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, номера телефона и адреса электронной почты бенефициара, поскольку неуказание данной информации не оказывает существенного влияния на сущность гарантии.
ГУКС Омской области представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 10038-ЭП/23 от 31.10.2023), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки предпринимателя отсутствуют. Неуказание в независимой гарантии вышеназванных сведений о бенефициаре, по мнению уполномоченного органа, свидетельствует о ее несоответствии типовой форме.
Омским УФАС России также были истребованы объяснения у ПАО "Банк Уралсиб" по факту выдачи спорной независимой гарантии с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Банком представлены (вх. N 10152-ЭП/23 от 02.11.2023) объяснения о том, что независимая гарантия выдана принципалу на основании анкеты-заявки, которая предпринимателем была принята без замечаний, а также оплачена, что, в свою очередь, означает согласие на предоставление гарантии.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок (часть 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 5 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей данного закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей такого закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).
В силу Дополнительных требований независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке).
Согласно Типовой форме независимая гарантия наряду с иной информацией должна содержать номер телефона и адрес электронной почты бенефициара.
В силу пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных частью 6 статьи 45 данного закона.
Порядок рассмотрения заявок участников закупки при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно названной норме не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 данного закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0152200004723002141 от 25.10.2023 следует, что заявка участника закупки с идентификационным номером 220 (заявитель) была отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "На основании пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка) в связи с несоответствием независимой гарантии требованиям части 8.2 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ: независимая гарантия не соответствует типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, так как отсутствуют сведения о номере телефона, адресе электронной почты бенефициара".
Материалами дела установлено, что участником закупки ИП "_" в качестве обеспечения заявки получена независимая гарантия от 19.10.2023 N 9991-4S1/1393082 (реестровый номер 04В25537006038230018). В качестве гаранта (банка) по независимой гарантии выступило ПАО "Банк Уралсиб".
При этом независимая гарантия действительно не содержит информацию о номере телефона и адресе электронной почты бенефициара (заказчика), вместе них указаны сведения, относящиеся к ГУКС Омской области (то есть уполномоченном органе - организаторе рассматриваемой закупки), что не соответствует Типовой форме.
При оценке доводов заявителя с учетом обязательности применения Типовой формы Комиссия приходит к выводу о том, что действия комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки предпринимателя, не противоречат требованиям Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба признана необоснованной.
Вместе с тем Комиссией в результате проведения внеплановой проверки было установлено, что независимая гарантия, выданная банком, не соответствует Типовой форме, что свидетельствует о нарушении ПАО "Банк Уралсиб" части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия считает необходимым отметить, что выдача независимых гарантий осуществляется банками в соответствии с вышеприведенными положениями нормативных правовых актов, при этом частью 2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что банки являются субъектами контроля, следовательно, при выдаче соответствующей независимой гарантии банк в целях соблюдения возложенных обязанностей должен выдать независимую гарантию, которая соответствует установленным действующим законодательством требованиям (по форме и по содержанию).
Указанный вывод соответствуют арбитражной практике по делам N А40-4628/2023, N А46-8173/2023, а также административной практике ФАС России (решения от 15.12.2022 по делу N 28/06/105-4025/2022, от 24.04.2023 N 28/06/105-134/2023).
Дополнительно Комиссия обращает внимание на то, что результаты проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки, включая оценку правомерности действий (бездействия) субъектов контроля, изложены в Решении от 30.10.2023 N 055/06/106-1170/2023.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "_" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по монтажу модульной конструкции, благоустройству территории по объекту: "Фельдшерско-акушерский пункт бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" по адресу: Омская область, Тюкалинский район, село Бекишево" в рамках мероприятий по приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций на основании мероприятия реализации регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Омской области" (Реестровый номер 23.33.2179)" (извещение N 0152200004723002141) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница".
2. Признать в действиях ПАО "Банк Уралсиб" нарушение части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с его выдачей по делу от 30.10.2023 N 055/06/106-1170/2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 ноября 2023 г. N 055/06/106-1192/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2023