Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шлейко Людмилы Григорьевны (далее - ИП Шлейко Л.Г., предприниматель, заявитель) на действия Омского района водных путей и судоходства - филиала Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку техники бытовой (извещение N 0352400000523000185) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - Чащина Сергея Александровича (доверенность N 1 от 30.01.2023),
в присутствии представителей заказчика - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 9946-ЭП/23 от 27.10.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 26.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1155333,33 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок установлены 03.11.2023 в 09:00 час.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений сторон, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Заявителем указано на неправомерное объединение заказчиком в один лот товаров разного вида, функционально не связанных друг с другом и имеющих свои отдельные рынки, что может привести к ограничению конкуренции и сокращению количества участников закупки.
В связи с указанным заявитель просит выделить поставку кондиционеров в отдельную закупку.
Омским УФАС России при подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу у субъекта контроля были запрошены (исх. N ТШ/6718/23 от 27.10.2023) объяснения по доводам жалобы с приложением документальных доказательств.
Заказчиком (вх. N 10073-ЭП/23 от 31.10.2023) представлены возражения на доводы жалобы, из содержания которых следует, что документы, размещенные на официальном сайте ЕИС для целей проведения настоящей закупки, соответствуют Федеральному закону о контрактной системе, описание объекта закупки отвечает потребностям заказчика и не приводит к ограничению конкуренции.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а" и "б" (пункт 5 Правил использования КТРУ).
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Комиссией установлено, что извещение об осуществлении закупки, размещенное заказчиком, включает в структурированной форме описание объекта закупки (характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
Кроме того, характеристики закупаемого товара для нужд заказчика были конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
В соответствии с вышеуказанными документами в рамках рассматриваемой закупки заказчику к поставке требуются следующие товары:
- морозильник бытовой (позиция КТРУ 27.51.11.120-00000013)
- машины стиральные бытовые (позиция КТРУ 27.51.13.110-00000045)
- приборы отопительные электрические бытовые (позиция КТРУ 27.51.26.110-00000040)
- кондиционер бытовой (позиция КТРУ 28.25.12.130-00000010)
Комиссия установила, что характеристики вышеуказанных товаров были установлены заказчиком в соответствии с КТРУ.
По мнению заявителя, заказчиком неправомерно в один лот объединена поставка функционально и технологически не связанных товаров, а именно в данную закупку включена поставка кондиционера бытового. Заявитель считает необходимым выделить поставку кондиционеров в отдельную закупку.
Заказчиком в возражениях указано на то, что закупка проводилась с целью комплексного приобретения бытовой техники для флота Омского РВПиС, весь перечень товаров, включенных в закупку (предмет закупки), является бытовой техникой (объединен одним родовым признаком - бытовая техника) и предназначен для оборудования помещений судов в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности работников судовых экипажей (работы, отдыха) в условиях отдаленного плавания по внутренним водным путям Обь-Иртышского бассейна.
Для заказчика является важным приобретение товаров у одного поставщика в рамках одного контракта, поскольку объединение этих товаров в один лот создает условия для удовлетворения потребностей судовых команд в оснащении судов необходимой бытовой техникой.
Закупка, предусматривающая полное обеспечение каждого судна необходимыми видами бытовой техники в рамках одного контракта более удобна и выгодна для заказчика, так как позволяет более эффективно расходовать бюджетные средства путем снижения материальных и трудовых затрат на действия, связанные с подготовкой, заключением и исполнением контрактов по результатам такой закупки.
На заседание Комиссии представителями заказчика представлены коммерческие предложения трех потенциальных поставщиков, готовых осуществить поставку всех товаров (в том числе кондиционера бытового), требуемых заказчику в рамках рассматриваемой закупки.
Оценивая правомерность действий заказчика в части соблюдения им требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, Комиссия исходила из следующего.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
При оценке доводов заявителя Комиссия учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
На заседании Комиссии представителем заявителя даны пояснения о том, что ИП Шлейко Л.Г. является дилером климатической техники (кондиционеров).
При том заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для ИП Шлейко Л.Г.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство. При этом заказчиком не закупаются какие-либо услуги, связанные с установкой бытовой техники, ее подключением к сетям, в том числе и с установкой и пусконаладкой кондиционеров.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия признает доводы жалобы обоснованными.
Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.
На заседании Комиссии представитель заявителя указал на то, что закупаемые заказчиком товары относятся к разным кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) закупаемый заказчиком товар с кодом ОКПД2 28.25.12.130 "Кондиционер бытовой" включен в класс 28 "Машины и оборудование, не включенные в другие группировки" подкласс 28.2 "Машины и оборудование общего назначения прочие".
В то же время закупаемые заказчиком товары с кодами ОКПД2 27.51.26.110 "Приборы отопительные электрические", 27.51.13.110 "Машины стиральные бытовые", 27.51.11.120 "Морозильники бытовые" включены в класс 27 "Оборудование электрическое" подкласс 27.5 "Приборы бытовые".
В своей жалобе заявитель приводит положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции) о неправомерном включении в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений, также приводит практику антимонопольных органов о нарушении заказчиками положений данного Федерального закона.
Следует отметить, что доводы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном законом о контрактной системе порядке.
Следовательно, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области не уполномочена давать оценку действиям субъектов контроля на предмет наличия либо отсутствия в их действиях нарушения требований Федерального закона о защите конкуренции.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия передает материалы дела в соответствующее структурное подразделение Омского УФАС России для оценки действий заказчика на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Шлейко Людмилы Григорьевны на действия Омского района водных путей и судоходства - филиала Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку техники бытовой (извещение N 0352400000523000185).
2. Передать материалы дела в соответствующее структурное подразделение Омского УФАС России для оценки действий Омского района водных путей и судоходства - филиала Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 ноября 2023 г. N 055/06/106-1193/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023