Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тотал-Капитал" (далее - ООО "Тотал-Капитал", общество, заявитель) на действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по реализации движимого имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Омской области (извещение N 0152100007123000022) (далее - электронный конкурс, конкурс),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - "_" (доверенность от 01.11.2023),
в присутствии представителей заказчика - "_" (доверенность N 37-Д от 13.09.2023), "_" (доверенность N 44-Д от 04.10.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. 10033-ЭП/23 от 31.10.2023) жалоба заявителя на действия заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Дата и время окончания срока подачи заявок установлены 13.11.2023 в 10:00 час. (МСК+3).
Также в Омское УФАС России из прокуратуры Омской области поступило (вх. N 10171-М/23 от 02.11.2023) обращение генерального директора общества, содержание которого аналогично настоящей жалобе.
2. Из материалов электронного конкурса следует, что 27.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 200000 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений заказчика установлено следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заказчиком был нарушен порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
По мнению общества, закупаемые ТУ Росимущества в Омской области услуги включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р (далее - Перечень).
ТУ Росимущества в Омской области были представлены (вх. N 10241-ЭП/23 от 07.11.2023) возвращения на доводы жалобы, согласно которым нарушения в действиях заказчика при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствуют.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
На основании частей 4, 5 и 6 названной нормы победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 такого закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Комиссия отмечает, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), исходя из объекта осуществляемой закупки.
При этом код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (код ОКПД2) определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Кроме того, следует учитывать, что выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является оказание услуг по реализации движимого имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Омской области, при этом заказчиком установлен код ОКПД2 84.11.11.113 (услуги территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации).
Заявитель полагает, что подлежащим применению при осуществлении рассматриваемой закупки является код ОКПД2 47 (услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), который включен в Перечень.
Комиссия, оценивая правомерность выбранного заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с объектом осуществляемой закупки и признавая жалобу ООО "Тотал-Капитал" необоснованной, исходила из следующего.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) возложены функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Росимущество согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, осуществляет функции организатора продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращения взыскания на имущество, в том числе через свои территориальные органы и привлекаемые ими специализированные организации.
В свою очередь, положением о Территориальном управлении Росимущества в Омской области, утвержденном приказом Росимущества от 23.06.2023 N 131 (приложение N 51 к приказу), территориальное управление вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд физических и юридических лиц для реализации иного имущества, предусмотренного настоящим положением (пункт 7.5 Положения).
Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе контрактом является государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего закона.
На основании пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (пункт 1 статьи 492 ГК РФ).
Вместе с тем положения статей 447-449.1 ГК РФ имеют самостоятельное правовое регулирование, не связанное с заключением договора розничной купли-продажи продавцом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, а устанавливают особенности заключения договора на торгах, организации проведения публичных торгов, ответственность организатора торгов.
Таким образом, деятельность Росимущества по организации принудительной реализации арестованного имущества должников, имеет специфические особенности, вытекающие из его функций как органа исполнительной власти. Такие отношения законодательством о защите прав потребителей не регулируются.
Вопреки мнению заявителя, привлечение заказчиком на основании заключаемого контракта лиц для выполнения предоставленных Территориальному управлению функций по реализации имущества не представляет собой услуги розничной торговли, в рассматриваемом случае исполнитель по контракту выполняет поручение заказчика на совершение действий от имени последнего.
Так, на основании пункта 1.1 проекта государственного контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, его предметом выступает следующее: "Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется на условиях, установленных Контрактом, письменными поручениями и указаниями Заказчика за вознаграждение совершать от имени Заказчика юридические действия (оказывать услуги) по реализации движимого имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - уполномоченные органы), в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", на территории Омской области".
Также по условиям заключаемого контракта (пункт 5.7) исполнитель в случае реализации движимого арестованного имущества по правилам комиссионной торговли обеспечивает поступление денежных средств непосредственно от покупателей на специальный расчетный счет заказчика, путем указания соответствующих реквизитов в договоре купли-продажи.
На основании указанного Комиссия приходит к выводу о том, что правовой природой контракта, который будет заключен между заказчиком и исполнителем по результатам осуществленной закупки, является договор поручения, регулируемый главой 49 раздела IV ГК РФ.
Таким образом, действия заказчика, установившего открытый конкурс в электронной форме как способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупаемых услуг, требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок не противоречат.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. По определению, указанному в пункте 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, отдельным этапом исполнения контракта признается часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В силу части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Часть 13.1 названной нормы также закрепляет, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего закона, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Информация о сроках исполнения контракта, содержащаяся в извещении о проведении электронного аукциона, включает следующее:
дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта,
дата окончания исполнения контракта - 30.11.2025.
Установлено, что извещением об осуществлении закупки отдельные этапы исполнения контракта не выделены.
Однако пунктом 3.3 проекта контракта установлено, что "Оплата услуг Исполнителя осуществляется в течение 10 (десяти) банковских дней со дня подписания двустороннего Акта выполненных работ (услуг), представленного Исполнителем (Приложения N 2 и N 3 к Контракту) по всем выполненным Поручениям за истекший календарный месяц, путем перечисления Заказчиком платежным поручением причитающейся суммы на расчетный счет Исполнителя. Размер суммы, подлежащей уплате по каждому Акту, определяется в Акте в рамках общей цены Контракта пропорционально отношению стоимости реализованного имущества по конкретному Поручению к общей стоимости имущества, планируемой Заказчиком к передаче Исполнителю для реализации по Контракту".
Вышеуказанные положения контракта об оплате услуг исполнителя за каждый истекший календарный месяц фактически предполагают этапность исполнения контракта (то есть выполнение исполнителем части обязательства, приемку такого обязательства и его оплату заказчиком), что противоречит положениям извещения об осуществлении закупки, которым этапы не предусмотрены.
Одновременно определенный заказчиком срок оплаты оказанных услуг нарушает императивно установленный законом срок, исчисляемый к тому же исключительно в рабочих днях.
4.2. Особенности исполнения контракта регламентированы статьей 94 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 1 названной статьи исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно части 16 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего закона), такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
Как было указано ранее, окончание исполнения контракта согласно извещению об осуществлении закупки приходится на 30.11.2025.
Срок оказания услуг также не должен быть позднее 30.11.2025 (пункт 1.6 проекта контракта).
В аналогичную дату согласно пункту 10.3 проекта контракта приходится окончание срока действия заключаемого сторонами контракта.
Комиссия отмечает, что срок исполнения контракта включает в себя, помимо срока оказания услуг, иные обязательства при его исполнении, в том числе приемку и оплату заказчиком оказанной услуги, в связи с чем срок действия контракта не может быть ограничен сроком оказания самой услуги.
Кроме того, положения пункта 6.3 проекта контракта о составлении сторонами двустороннего акта с перечнем необходимых доработок в случае несоответствия оказанных услуг (их объема и качества) Техническому заданию, другим требованиям контракта не согласуется с порядком обмена электронными документами при применении мер ответственности с использованием официального сайта ЕИС.
4.3. В силу требований части 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным законом.
Согласно части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
Размер обеспечения исполнения контракта согласно извещению составляет 60000 руб.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Однако пункт 10.1 проекта контракта закрепляет положения, в том числе следующего содержания: "Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае выбора Исполнителем такого способа обеспечения) возвращаются Заказчиком в течение 5 банковских дней после исполнения Исполнителем своих обязательств по контракту".
С учетом того, что извещением о проведении электронного аукциона преимущества, предусмотренные частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, установлены не были, заказчику надлежало в проекте контракта предусмотреть срок возврата исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, соответствующий части 27 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия обращает внимание заказчика на то, что в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вместо банковских гарантий, существовавших до указанного момента, в настоящее время используется понятие "независимая гарантия" в связи с расширением перечня предоставляющих такие гарантии организаций.
Резюмируя изложенное, Комиссия в рамках внеплановой проверки приходит к выводу о том, что ТУ Росимущества в Омской области при размещении извещения об осуществлении закупки, в том числе прилагаемого к нему проекта контракта были нарушены положения частей 13, 13.1 и 27 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 42, частей 1 и 16 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тотал-Капитал" на действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по реализации движимого имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Омской области (извещение N 0152100007123000022).
2. Признать в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области нарушение частей 13, 13.1 и 27 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 42, частей 1 и 16 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 ноября 2023 г. N 055/06/106-1196/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023