Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей:
- от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Хабаровск" Пустового М.В. по доверенности от 02.11.2023 N 09;
- от заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" Большовой А.С. по доверенности от 15.09.2023 N 184-Д,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Хабаровск" (далее также - ООО "Клиника Эксперт Хабаровск", Общество, заявитель) и материалы дела N 027/06/106-1595/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Клиника Эксперт Хабаровск" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" (далее также - ФГБОУВО "ДВГУПС", заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ДВГУПС (Извещение от 23.10.2023 N 0322100012923000132).
Заявитель обжалует действия заказчика, выразившиеся в установление в извещении об осуществлении закупки требования к времени и месту оказания услуг, что по мнению заявителя влечет необоснованное ограничение количества участников закупки.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной в полном объеме.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322100012923000132 о проведении спорной закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.10.2023 (далее также - Извещение).
Предмет закупки: оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ДВГУПС.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 523 452,57 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.11.2023 11:34 (МСК+7).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 01.11.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 02.11.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0322100012923000132 от 02.11.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка, на основании п. 1 ч. 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
На основании направленной оператором электронной площадки единственной заявки участника закупки (идентификационный номер заявки - 115207838), информации и документов, предусмотренных п. 2 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, закупочной комиссией рассмотрена единственная заявка, поданная на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные п. 2 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, и принято решение о признании заявки (идентификационный номер заявки - 115207838) соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев материалы дела N 027/06/106-1595/2023, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в", п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п.п. 7 и 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги; требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу п.п. 1 и 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона; проект контракта.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно Извещению предметом закупки является оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ДВГУПС.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу п. 46 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с Извещением заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: Наличие у исполнителя действующей на весь период исполнения контракта лицензии на осуществление медицинской деятельности в части проведения медицинских осмотров (предварительных, периодических) в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности".
Также, в Извещении установлено, что местом оказания услуги является "Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, по месту нахождения Исполнителя. Исполнитель должен обеспечить наличие всех специалистов в одном месте оказания услуг, без направления сотрудников заказчика в другие медицинские учреждения. Территориально в рамках Краснофлотского и Кировского районов города Хабаровска".
Аналогичные требования содержатся в п. 3 приложения "Техническая часть" к Извещению.
В соответствии с п. 2.4 приложения "Техническая часть" к Извещению заказчик также установил требование: "Услуги должны быть оказаны по следующему расписанию: понедельник - пятница с 9.00 до 18.00, суббота с 9.00 до 13.00, в соответствии с календарным графиком проведения медицинских осмотров, согласованным сторонами, и поименного списка работников, предоставленного Заказчиком Исполнителю. Заказчик имеет право корректировать (дополнять) поименный список работников в пределах цены контракта".
Исходя из принципов Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России и следует из пояснений представителя заказчика, определяя границы места оказания услуг, заказчик исходил из потребности получить необходимые услуги, минимизировав потерю рабочего времени работников, исключив непроизводственные траты на следование к месту оказания услуг и обратно.
Более того, согласно позиции, изложенной в письме Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 N Д28и-699 "Об указании удаленности места оказания услуг в извещении о закупке" заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.
Таким образом, прерогатива определения удаленности места оказания услуг лежит на заказчике с учетом его потребности.
При этом, как следует из пояснений заказчика, проанализировав информацию из открытых источников в сети Интернет, в том числе из реестра лицензий на интернет-портале Росздравнадзора, установлено более 5-ти медицинских организаций, имеющих соответствующую лицензию, оказывающих услуги по предмету закупки территориально в рамках Краснофлотского и Кировского районов в указанном заказчиком временном интервале.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Также, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России и следует из пояснений представителя заказчика, требования заказчика о том, что услуги должны быть оказаны по расписанию: понедельник - пятница с 09-00 до 18-00, суббота с 9-00 до 13-00 связаны, прежде всего, с режимом работы университета, расписанием занятий (сессий) и индивидуальным планом работы преподавателя в рамках суммированного учета рабочего времени, утвержденными соответствующими локальными актами заказчика. В соответствии с приказом ректора от 30.08.2017 N 583 "О режиме работы университета" (с изменениями от 08.09.2017 N 610, от 15.05.2017 N 322):
в университете установлен режим работы: для всех категорий работников - пятидневная 40-часовая рабочая неделя с началом работы в 8.00, окончанием работы в 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00; выходные дни - суббота и воскресенье, за исключением работников, работающих по сменному режиму работы, и нижеперечисленных работников:
- для работников абонементов и читальных залов НТБ - пятидневная 40- часовая рабочая неделя и суммированный учет рабочего времени с началом работы в 8.00, окончанием работы в 17.00, перерыв на обед продолжительностью 1 час в соответствии с графиком работы (без закрытия абонементов и читальных залов на обед); выходной день - воскресенье, второй выходной день - по графику, определяемому директором НТБ по согласованию с профсоюзной организацией и утверждаемому проректором по учебной работе и начальником Управления делами и кадровой политике;
- части учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала - шестидневная 40-часовая рабочая неделя с началом работы в 8.00, окончанием работы в 16.00, перерывом на обед с 12.00 до 13.00; в субботу - с началом работы в 8.00, окончанием работы в 13.00, без перерыва на обед; выходной день - воскресенье;
- для заведующих кафедрами, начальников кафедр, заместителей начальников кафедр - шестидневная 36-часовая, рабочая неделя с началом работы в 800, окончанием работы в 1530, перерывом на обед с 12.00 до 13.00; в субботу - с началом работы в 8.00, окончанием работы в 11.30, без перерыва на обед; выходной день - воскресенье.
- для профессорско-преподавательского состава, преподавателей факультетов среднего профессионального образования - шестидневная 36-часовая рабочая неделя с началом, окончанием работы и перерывом на обед в соответствии с технологическим регламентом, расписанием занятий (сессий) и индивидуальным планом работы преподавателя в рамках суммированного учета рабочего времени; выходной день - воскресенье, копии приказом и пример индивидуального плана преподавателя прилагаются.
Соответственно, у сотрудников с пятидневной 40-часовой рабочей неделей отсутствует возможность прохождения периодических медицинских осмотров в период с 8.00 до 17.00 в рабочие дни, у сотрудников с шестидневной 40-часовой рабочей неделей - в период с 8.00 до 16.00, у сотрудников с шестидневной 36-часовой рабочей неделей - с 8.00 до 15.30.
Доказательств того, что на рынке услуг в г. Хабаровске отсутствуют медицинские учреждения, оказывающие по определенному заказчиком временному интервалу услуги по медицинским осмотрам, заявителем не представлено.
В силу ст. 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
При этом возможное сужение круга участников закупки с одновременным использованием принципа ответственности за результативность обеспечения осуществления закупки, выражающегося в повышении эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
Ч. 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Клиника Эксперт Хабаровск" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ДВГУПС (Извещение от 23.10.2023 N 0322100012923000132) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 ноября 2023 г. N 7-1/302 (ключевые темы: участники закупок - работник - рабочая неделя - место оказания услуг - перерыв для отдыха и питания)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023