Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Администрацией Островского района Псковской области (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Центр открытых информационных систем" (адрес: 180000, Псковская область, г. Псков, Октябрьский проспект, д. 22, помещ. 1020; ИНН 7719771206) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство ЦТП NN 1,2,3 с прокладкой трубопроводов системы горячего водоснабжения на территории войсковой части 35700 в военном городке "Остров-3" (номер извещения: 0157300000321000031),
УСТАНОВИЛА:
31 октября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Центр открытых информационных систем" (адрес: 180000, Псковская область, г. Псков, Октябрьский проспект, д. 22, помещ. 1020; ИНН 7719771206) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство ЦТП NN 1,2,3 с прокладкой трубопроводов системы горячего водоснабжения на территории войсковой части 35700 в военном городке "Остров-3" (номер извещения: 0157300000321000031).
Рассмотрение сведений состоялось 08 ноября 2023 года в 15 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 07 ноября 2023 в 11 часов 15 минут, в связи с техническими проблема у антимонопольного органа (не стабильное интернет соединение).
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157300000321000031 о проведении аукциона - 06.08.2021 11:52.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.08.2021 N0157300000321000031-3, на участие в аукционе подано 2 (две) заявки, все допущены к участию в аукционе. Победителем признано ООО "Центр открытых информационных систем", с предложением о цене контракта 4 522 337,08 рублей (снижение на 9,55 %).
5) 31.08.2021 Заказчиком заключен муниципальный контракт N 01573000003210000310001 с ООО "Центр открытых информационных систем" на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство ЦТП NN 1,2,3 с прокладкой трубопроводов системы горячего водоснабжения на территории войсковой части 35700 в военном городке "Остров-3", с ценой 4 522 337,08 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить разработку проектно-сметной документации по объекту4 522 337,08 рублей (далее - работы) в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом Графика выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту) в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N1 к Контракту), подготовленным и утвержденным Заказчиком в установленном порядке, и определяющим объем, содержание работ и предъявляемые к ним требования, а также, условиями настоящего Контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения, а Заказчик принимает на себя обязательства принять выполненные работы по настоящему контракту с учетом графика выполнения работ и оплатить их в сроки, предусмотренные условиями настоящего контракта.
Согласно п. 4.2. контракта срок окончания выполнения работ: до 30 декабря 2021 года (включительно).
28.12.2022 сторонами заключено дополнительное соглашение N3 о продлении сроков выполнения работ до 01.06.2023 (включительно).
20.04.2023 сторонами заключено дополнительное соглашение N4 об изложении задания на проектирование в новой редакции.
04.08.2023 сторонами заключено дополнительное соглашение N5 о внесении изменений в цену контракта до 1 рубля.
20.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.10.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 10.5. контракта он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10.6 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только выполненные работы, принятые Заказчиком до расторжения Контракта, без возмещения убытков.
20.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.10.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из пояснений Общества, по условиям контракта должна быть произведена и согласована экспертиза проектно-сметной документации. Для осуществления экспертизы подрядчик передает для этих целей все документы, в том числе письмо от заказчика в адрес экспертизы о согласовании стоимости строительно-монтажных работ.
Вместе с тем Генподрядчик неоднократно изменял лимиты для проведения строительно-монтажных работ:
1. Согласно письму заказчика о согласовании сметной стоимости от 31.10.2022 г. N 2106 сметная стоимость составляла 238 019,18 тысяч рублей. На основании вышеуказанной стоимости подрядчиком были произведены работы по разработке проектно-сметной документации.
2. Согласно письму заказчика о согласовании сметной стоимости от 13.04.2023 г. N 101 сметная стоимость составляла 136 727,12 тысяч рублей. На основании вышеуказанной стоимости подрядчиком были повторно произведены работы по разработке проектно-сметной документации с полным перерасчетом оборудования в связи с удешевлением проекта.
Также, как следует из письма о начислении пени от 01.06.2023 г. работы подрядчиком по состоянию на 01.06.2023 г. не выполнены, однако аналогично вышеуказанному контракту подрядчик 17.06.2023 г. нарочно получает новые ТУ от МУП "ЖКХ" Островского района с существенным увеличением требуемых нагрузок, что привело полному перепроектированию, подбора нового оборудования (сканы новых ТУ прилагаются).
Общество обращает внимание комиссии, что наложение сервитутов на земли Министерства Обороны РФ является существенным условием для прохождения экспертизы.
Для исполнения условий по контрактам N01573000003210000300001 и N 01573000003210000310001 Обществом с соблюдением сроков, установленных графиком, контрактами и дополнительными соглашениями 25.05.2023 г. направляется запрос N 283 от 25.05.2022 г (Вх. N5-4162 от 26.05.22) в адрес Министерства Обороны РФ на получение сервитутов по вышеуказанным контрактам. В ответе на запрос в получении сервитутов от 08.11.2022 N 141/2-12030 ФГКУ "северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ сообщает, что соответствующий запрос Общества направлен в департамент военного имущества Министерства Обороны Российской Федерации для принятия решения по соответствующему вопросу. Более никаких писем, связанных с получением сервитутов Общество от Министерства Обороны РФ, не получало. В связи с тем, что Общество не может влиять на получение ответов от вышеуказанной структуры, данное обстоятельство является непреодолимым.
Общество не могло закончить работы по контракту в установленный Заказчиком срок по независящим от Подрядчика причинам. На основании материалов дела, отзыва и дополнений к нему просим не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно сведениям из реестра контрактов в ЕИС Общество в РНП не состоит, в ЕИС с 2013 года, имеет 54 контракта (44-ФЗ), из них 10 находятся на исполнении.
Представители Заказчика не настаивали на включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе.
При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об ООО "Центр открытых информационных систем", в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Комиссия, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия при принятии решения учитывала, опыт выполнения работ Обществом с 2013 года, а также несоразмерность цены контракта в 1 рубль и меры по включению в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Администрацией Островского района Псковской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Центр открытых информационных систем" (адрес: 180000, Псковская область, г. Псков, Октябрьский проспект, д. 22, помещ. 1020; ИНН 7719771206), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство ЦТП NN 1,2,3 с прокладкой трубопроводов системы горячего водоснабжения на территории войсковой части 35700 в военном городке "Остров-3" (номер извещения: 0157300000321000031), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 10 ноября 2023 г. N РНП 060/06/95-481/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023