Резолютивная часть решения оглашена "7" ноября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "9" ноября 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей администрации Гавриловского района Тамбовской области (далее - Заказчик) <_.>,
в отсутствие представителей акционерного общества "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА" (далее - АО "ЦОКР", Общество, Подрядчик), уведомленного надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 31.05.2022 N0164200003022001330_54343, заключенного с АО "ЦОКР", по итогам электронного аукциона N 0164200003022001330, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение администрации Гавриловского района Тамбовской области (вх. от 30.10.2023 N 7045-ЭП/23) о направлении сведений об акционерном обществе "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА" (150049, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Лисицына, д.7 офис 2, ИНН 7604303628) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 16.10.2023 от исполнения контракта от 31.05.2022 N 0164200003022001330_54343 на строительство здания физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, с. Гавриловка 2-я, по итогам электронного аукциона N 0164200003022001330, в связи с нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 31.05.2022 N0164200003022001330_54343 с АО "ЦОКР", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.2 контракта Заказчик 16.10.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
АО "ЦОКР" и его представители не участвовали в заседании, в связи с чем устные пояснения не представлены. Кроме того, Обществом не представлены в Тамбовское УФАС России какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Рассмотрение дела проводилось 06.11.2023, после перерыва продолжилось 07.11.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 31.05.2022 N 0164200003022001330_54343 с АО "ЦОКР", рассмотрев материалы Заказчика и документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003022001330 между Заказчиком и Подрядчиком 31.05.2022 заключен контракт N 0164200003022001330_54343 на строительство здания физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, с. Гавриловка 2-я на сумму 97 572 531 рублей (далее - контракт).
Согласно п. 1.2 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить и передать Заказчику Работы по строительству Объекта на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии Графиком выполнения строительно-монтажных работ по Объекту, который является Приложением N 5 к Контракту и его неотъемлемой частью, извещением об осуществлении закупки (приглашением принять участие в определении подрядчика), заявкой (окончательным предложением) Подрядчика (участника закупки), а Заказчик обязуется принять и оплатить их".
Срок начала выполнения подрядных Работ по Объекту, срок окончания выполнения подрядных Работ по Объекту (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Контрактом работ определены Графиком выполнения строительно-монтажных работ по Объекту (Приложения N 5 к Контракту)".
Согласно дополнительному соглашению к контракту от 30.11.2022 N 2 в связи внесением изменений в проект сметы контракта на основании государственной экспертизы ТОГАУ "Центр государственной экспертизы документов в области градостроительной деятельности" от 30.11.2022 N 68-1-1-2-084112-2022 цена контракта составила 126 805 261,29 рублей. Данным дополнительным соглашением к контракту срок окончания выполнения работ продлен с 1 декабря 2022 года до 20 марта 2023 года (п. 4.2 контракта).
Согласно п. 5.3 Подрядчик обязан:
"5.3.1. Принять на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту Объекта указанного в п. 1.1. Контракта в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N 5 к Контракту и его неотъемлемой частью.
5.3.2. Обеспечить выполнение работ в соответствии с проектной документацией в полном объёме и в установленные Контрактом сроки в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ по Объекту (Приложение N5 к Контракту).
5.3.3. Обеспечить поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приёмку, разгрузку, складирование и хранение, в случае, если при исполнении Контракта предполагается поставка товаров (в том числе материалов, изделий, конструкций и оборудования), необходимых для строительства, а также если такая поставка осуществляется Подрядчиком.
5.3.4. Обеспечить наличие на строительной площадке проектной документации, документов, удостоверяющих качество используемых материалов и оборудования, а также иной технической и разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в том числе общего и специальных журналов работ, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям Заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор. Перечень документации, необходимой для выполнения работ определён в Приложении N10 к Контракту.
5.3.5. Обеспечить представителям Заказчика возможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ, качеством применяемых при строительстве Объекта материалов, изделий, конструкций и оборудования.
5.3.6. Обеспечить представление Заказчику одного экземпляра проекта производства работ, проекта производства работы крана (при наличии) и детализированного графика производства работ (с указанием единиц изменения и объёмов работ) не позднее 10 (десяти) рабочих дней до начала производства указанных работ.
5.3.7. Обеспечить ежемесячное, в срок до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчётным, представление Заказчику Отчёта о выполненных работах по исполнению Контракта (Приложение N 11 к Контракту).
5.3.8. Осуществлять:
временное подключение коммуникаций и строительство временных сооружений, необходимых для выполнения работ;
проверку качества используемых материалов, изделий, конструкций и оборудования;
проверку соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения используемых материалов;
проверку соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства Объекта;
приемку законченных видов и этапов работ.
5.3.9. Вести журнал производства работ с момента начала работ и до их завершения (каждая запись в журнале подписывается Подрядчиком и Заказчиком).
5.3.10. Согласовывать с органами государственного строительного надзора выполнение работ на Объекте и обеспечивать своевременное устранение выявленных ими недостатков.
5.3.11. Представлять Заказчику достоверную информацию (документацию) о ходе исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту".
Представитель Заказчика пояснил, что Подрядчиком в период с 31.05.2022 по август 2023 года на объекте были выполнены частично работы на сумму 63 712 691, 41 рублей (акты выполненных работ за период с 31.05.2022 по 01.11.2022, за период с 28.04.2023 по 03.07.2023).
Однако, с августа по октябрь 2023 года работы Подрядчиком на объекте не выполнялись, о чем свидетельствует акт технического осмотра объекта капитального строительства N 1 от 05.10.2023. Комиссия Заказчика установила, что работы на объекте не ведутся, рабочие отсутствуют на объекте, общий журнал производства работ на объекте отсутствует, строительной техники на объекте нет.
Заказчиком 09.10.2023 направлялась Подрядчику претензия (исх. N 3007) с требованием срочно приступить к работам на объекте, предоставить акты выполненных работ и исполнительную документацию. Однако ответ от Подрядчика не поступил Заказчику.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 контракта: "Право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
16.10.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 12.1 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.05.2023 N 0164200003022001330_54343, заключенного с АО "ЦОКР", в связи с не выполнением работ в полном объеме по контракту.
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Подрядчиком 16.10.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта работы в соответствии с условиями контракта АО "ЦОКР" выполнены в полном объеме не были, решение от 16.10.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.05.2022 N 0164200003022001330_54343 вступило в законную силу 27.10.2023.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у АО "ЦОКР" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших Обществу исполнить надлежащим образом в полном объеме контракт в установленный срок, в Тамбовское УФАС России не представлено.
Действий со стороны АО "ЦОКР" по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту в полном объеме в установленный срок предпринято не было.
Кроме того, Общество не выразило каким-либо образом заинтересованность в результатах рассмотрения обращения Заказчика, не явилось на заседание Комиссии Тамбовского УФАС России и не заявило ходатайств о возможности участия рассмотрения обращения. Также АО "ЦОКР" не представило доказательств и пояснений, подтверждающих добросовестность участника закупки.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Данный контракт был заключен в рамках федеральной программы "Комплексное развитие сельских территорий", и строительство здания физкультурно-оздоровительного комплекса имеет важное значение для развития Гавриловского района Тамбовской области.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, не установлено.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях АО "ЦОКР" недобросовестное поведение, выраженное в невыполнении работ в соответствии с условиями контракта в полном объеме как в установленный контрактом срок, так и по истечении 10 дней с даты уведомления о расторжении контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 15 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные администрацией Гавриловского района Тамбовской области в отношении акционерного общества "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА" (150049, Ярославкая область, г. Ярославль, ул. Лисицына, д.7 офис 2, ИНН 7604303628), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - генерального директора <_> (ИНН 772907165844) включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении акционерного общества "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА" и его генерального директора <_> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении акционерного общества "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА" и его генерального директора <_> из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии Н.Е Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 10 ноября 2023 г. N 068/10/104-801/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023