На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 01.11.2023 N 364/23, на основании обращения заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (вх. N 7322/23 от 01.11.2023) о включении сведений в отношении ООО "Вектор" "__.." в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "____"
Членов Инспекции: "___.."
в присутствии:
"__.." - представителя заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, действующей на основании доверенности от 08.11.2023;
в отсутствие надлежащим образом уведомлённых представителей ООО "Вектор",
в результате рассмотрения обращения заказчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о включении сведений в отношении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Управлением Федеральной службы судебных приставов по Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку бумаги для офисной техники белой для нужд УФССП России по Брянской области в 2022 году за N 0127100010621000036,
установила:
1) 09.08.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники белой для нужд УФССП России по Брянской области в 2022 году за N 0127100010621000036.
2) Начальная (максимальная) цена договора - 1 132 980,00 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127100010621000036 подано 3 (три) заявки.
4) Согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона от 19.08.2021 N0127100010621000036-3 победителем электронного аукциона признано - ООО "ВЕКТОР", предложившего цену контракта 1 070 666,10 рублей.
5) 30.08.2021 года между заказчиком УФССП России по Брянской области и ООО "ВЕКТОР" заключен государственный контракт N 132 на поставку офисной бумаги.
6) Согласно п. 3.1 государственного контракта поставка товара осуществляется Поставщиком не ранее 01.02.2022 г. Поставщик не позднее чем за три рабочих дня должен согласовать поставку товара с Заказчиком. Поставка осуществляется не позднее 16 февраля 2022 г. Поставщик доставляет и разгружает Товар по адресу: 241033, РФ, г. Брянск, ул. Ульянова, д. 38-40. одной партией, частичная поставка не предусмотрена (т.е. срок поставки с 01.02.2022 по 16.02.2022).
7) 14.02.2022 письмом исх. N 52 поставщиком направлено в адрес заказчика уведомление о задержке поставки бумаги ООО "ВЕКТОР", с указанием планируемой даты поставки товара - 04.03.2022.
8) 14.03.2022 исх. N 32907/22/7243 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия с требованием исполнить обязательства по контракту в течение 10 календарных дней с даты получения претензии.
9) 14.03.2022 письмом исх. N 91 поставщик направил заказчику предложение о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы, мотивировав их существенным повышением стоимости товара и прекращением отгрузки товара поставщиками.
10) 28.03.2022 письмом исх. N 32907/22/9519 заказчик, рассмотрев обращение ООО "ВЕКТОР" (исх. N 91 от 14.03.2022) о расторжении контракта, сообщает о нецелесообразности расторжения контракта в связи с тем, что обстоятельства, на которые ссылается поставщик возникли после 24.02.2022, в то время как срок поставки по контракту определен до 16.02.2022.
11) 31.03.2022 исх. N 32907/22/10139 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия с требованием исполнить обязательства по контракту, а также уплатить пени за просрочку исполнения обязательств по контракту.
12) 01.04.2022 письмом N 127 поставщик сообщает о неоднократном уведомлении заказчика о невозможности исполнить обязательства по контракту в связи с тем, что два производителя бумаги (АО "Монди СЛПК" и НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус") по ГОСТ Р 57641-2017, которые производят 100% продукции, прекратили отгрузки бумаги дистрибьютерам, а именно прекращено сотрудничество с финской компанией химической промышленности Kemira. Химикаты не доставляются по причине наложенных на РФ санкций со стороны стран - экспортеров, дата возобновления отгрузок заводами неизвестна. Кроме того, стало известно о полном прекращении производства бумаги НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус", организация официально приостанавливает деятельность в России. Исходя из анализа рыночной ситуации (коммерческие предложения, изучение маркетплэйсов OZON, Yandex.market, Avito) средняя цена за пачку бумаги на 22.03.2022 составляет 1650 рублей. На основании изложенного, поставщик предложил заказчику изменить цену и количество поставляемого товара в рамках цены контракта или расторгнуть контракт по соглашению сторон.
13) 19.04.2022 заказчик направил в адрес поставщика претензию с требованием исполнить обязательства по поставке товара в течение 10 календарных дней с даты получения претензии и уплаты пени за просрочку исполнения договорных обязательств.
14) 22.04.2022 исх.N 80 поставщиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивируя его существенным изменением обстоятельств, из которых он исходил при заключении контракта, что затрудняет и делает невозможным выполнение условий контракта.
15) 03.02.2023 Решением Арбитражного суда по Брянской области по делу А09-3944/2022 сделка по одностороннему отказу поставщика от исполнения контракта признана недействительной. Суд обязал общество в течение 14 дней после вступления в силу решения суда исполнить обязательства по контракту.
16) 23.03.2023 в связи с тем, что поставщик не исполнил решение суда, заказчик предъявил исполнительный лист в Главное управление ФССП по г. Москве к исполнению, возбуждено исполнительное производство.
17) 10.10.2023 исполнительное производство окончено, вынесен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнение по исполнительному документу невозможно.
18) 18.10.2023 заказчиком УФССП России по Брянской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта. Основанием для отказа от исполнения контракта явилось нарушение срока поставки товара.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком УФССП России по Брянской области 18.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта государственный контракт N 132 от 30.08.2021 на поставку офисной бумаги.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено нарушение сроков выполнения работ.
Пунктом 4.4.7 государственного контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком УФССП России по Брянской области 18.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта государственный контракт N 132 от 30.08.2021 на поставку офисной бумаги.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 18.10.2023, которое впоследствии 18.10.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 18.10.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 18.10.2023 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 30.10.2023 контракт считается расторгнутым.
Таким образом, заказчиком процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком УФССП России по Брянской области в рамках заключенного контракта недобросовестного поведения поставщика ООО "Вектор".
Данный вывод подтверждается следующим:
30.08.2021 между Управлением федеральной службы судебных приставов по Брянской области, г. Брянск (заказчиком) и ООО "Вектор" (поставщик) был заключен государственный контракт N132 на поставку бумаги для офисной техники белой для нужд УФССП России по Брянской области в 2022 году.
По условиям контракта поставщик обязался поставить бумагу для офисной техники белой для нужд УФССП России по Брянской области в 2022 году, а заказчик обязался принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Наименование, количество, наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью контракта (п.п. 1.1-1.2 контракта).
Цена контракта и порядок расчетов установлена в разделе 2 государственного контракта.
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 1 132 980 руб.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и настоящим контрактом.
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом количества и качества поставляемого товара и иных условий контракта (п.2.2 контракта).
Согласно п. 2.5 контракта расчеты между заказчиком и поставщиком производятся не позднее 15 рабочих дней со дня поставки товара в соответствующем этапе календарного плана (Приложение N1) и подписания заказчиком оформленных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и представленных поставщиком (акт приема-передачи, товарная накладная, счет, счет-фактура).
Порядок, сроки, условия поставки и приемки товара стороны согласовали в разделе 3 контракта.
В соответствии с п. 3.1 контракта поставка товара осуществляется поставщиком не ранее 01.02.2022. Поставщик не позднее, чем за три рабочих дня должен согласовать поставку товара с заказчиком. Поставка осуществляется не позднее 16 февраля 2022 года.
Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 30.10.2022. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика. Дата исполнения контракта 31.12.2022 (п.10.1 контракта).
Пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Письмом от 14.02.2022 исх. N52 поставщик уведомил заказчика о вынужденной задержке поставки бумаги и планируемой поставке - 04.03.2022.
В связи с неисполнением обязательств по поставке товара в указанный поставщиком срок, истец направил в его адрес претензию от 14.03.022 с требованием исполнить предусмотренные контрактом обязательства по поставке товара в течение 10 календарных дней с даты получения претензии.
14.03.2022 ответчик в ответ на полученную претензию направил истцу предложение о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с возникшими обстоятельствами непреодолимой силы, мотивировав их существенным повышением стоимости товара и прекращением отгрузки товара поставщиками.
Письмом от 28.03.2022 заказчик отказался от предложения расторгнуть государственный контракт, потребовав от поставщика исполнить предусмотренные контрактом обязательства по поставке товара.
30.03.2022 заказчик повторно уведомил поставщика о необходимости исполнить обязательства по поставке товара в течение 10 календарных дней с даты получения претензии, а также просил уплатить пени за просрочку исполнения договорных обязательств.
Письмом от 01.04.2022 за исх. N127 поставщик на основании положений Закона N46-ФЗ от 08.03.2022 предложил заказчику изменить цену и количество товара в рамках цены контракта либо расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Указанное предложение поставщика заказчиком оставлено без удовлетворения.
19.04.2022 заказчик направил в адрес поставщика претензию с требованием исполнить обязательства по поставке товара в течение 10 календарных дней с даты получения претензии и уплаты пени за просрочку исполнения договорных обязательств.
22.04.2022 поставщик направил в адрес заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N132 от 30.08.2021, мотивируя его существенным изменением обстоятельств, из которых он исходил при заключении контракта, что затрудняет и делает невозможным выполнение условий контракта.
Полагая указанные действия поставщика по одностороннему отказу от исполнения контракта незаконными, заказчик обратился в суд с иском о признании незаконным решения поставщика об одностороннем расторжении контракта и обязании поставщика исполнить контракт.
03.02.2023 Решением Арбитражного суда по Брянской области по делу А09-3944/2022 сделка по одностороннему отказу поставщика от исполнения контракта признана недействительной. Суд обязал общество в течение 14 дней после вступления в силу решения суда исполнить обязательства по контракту.
23.03.2023 в связи с тем, что поставщик не исполнил решение суда, заказчик предъявил исполнительный лист в Главное управление ФССП по г. Москве к исполнению, возбуждено исполнительное производство.
10.10.2023 исполнительное производство окончено, вынесен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнение по исполнительному документу невозможно.
18.10.2023 заказчиком УФССП России по Брянской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта. Основанием для отказа от исполнения контракта явилось нарушение срока поставки товара.
Инспекцией Брянского УФАС России, исходя из представленной заказчиком переписки сторон, установлено, что поставщик ООО "Вектор" не исполнил обязательства по контракту ввиду сложившейся экономической ситуации, а именно произошло существенное повышение рыночной стоимости товара в феврале-апреле 2022 года. Повышение цен на рынке бумажной продукции, вызванное ее дефицитом, по мнению ООО "Вектор", является существенным изменением обстоятельств, из которых он исходил при заключении контракта и является основанием для изменения существенных условий контракта или его расторжения.
В силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск.
Следовательно, ООО "Вектор" при осуществлении предпринимательской деятельности, несет риск потенциальной возможности изменения стоимости предмета поставки (в том числе, в сторону увеличения), при этом оценивая общую тенденцию развития экономической ситуации.
Согласно статье 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 этого закона.
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов.
Законом о контрактной системе предусмотрены ограничения для изменения цены контракта.
Данные ограничения установлены как для поставщика, так и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Таким образом, довод ООО "Вектор", о том, что общество не смогло приобрести товар по цене, согласованной контрактом, поскольку закупочная стоимость существенно увеличилась, а, следовательно, у него неизбежно могли возникнуть значительные убытки, не может быть принят Инспекцией Брянского УФАС России, поскольку:
30.08.2021 между заказчиком УФССП России по Брянской области и ООО "ВЕКТОР" заключен государственный контракт N 132 на поставку офисной бумаги.
Вместе с тем, срок поставки определен с 01.02.2022 по 16.02.2022.
ООО "Вектор" не представило доказательства, свидетельствующие об отсутствии у него возможности по заблаговременному приобретению товара в целях его поставки в установленный в контракте срок - не позднее 16.02.2022.
Указанные ООО "Вектор" в письмах заказчику обстоятельства невозможности исполнения контракта возникли после 24.02.2022, то есть после истечения срока исполнения поставщиком обязательств по контракту.
Инспекцией Брянского УФАС России при принятии решения также учтен факт неисполнения ООО "Вектор" решения Арбитражного суда Брянской области от 03.02.2023 по делу А09-3944/2022 о поставке товара по контракту.
Более того, в указанном решении суд указал, что действия ООО "Вектор", нарушившего обязательства по контракту о поставке товара до 16.02.2022, по одностороннему расторжению этого контракта в апреле 2022 со ссылкой на увеличение стоимости подлежащей поставке продукции в период после истечения установленных контрактом сроков поставки являются недобросовестными.
Судом также сделан вывод о том, что ООО "Вектор" относимых и допустимых доказательств того, что он обоснованно отказался от исполнения договора, не представил.
Инспекция Брянского УФАС России, обращая внимание на фактические обстоятельства, отмечает, что в рамках рассмотрения обращения не было установлено, что контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что Общество не исполнило обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Контракту влекут негативные последствия для учреждения.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что общество добровольно принимало участие в закупке, выразило согласие исполнение обязательств для нужд заказчика, на условиях, предусмотренных извещением о закупке. Участник закупки, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавал в каком именно объеме и при каких именно условиях ему будет необходимо выполнять работы, являющиеся предметом контракта. Являясь добросовестным участником закупки, участник обязан соотнести свои возможности по надлежащему исполнению контракта.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения контракта.
Установлено, что обществом не предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако, оснований для отмены заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имелось.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Вектор" нарушены существенные условия заключенного контракта, а также, в частности, учитывая, что обществом не совершено никаких действий: 1) по устранению допущенных нарушений в срок, установленный ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 2) по признанию решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, сведения в отношении ООО "Вектор" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" "__..", сведения об учредителе, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица - "__." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" "__..", сведения об учредителе, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица - "__.." в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "____."
Члены инспекции "____."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 8 ноября 2023 г. N РНП-32-807
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023