Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304100005623000067 "Выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭкоДом" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения".
Согласно доводам жалобы, в извещении не установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах. Заказчиком установлен порядок оценки заявок, где по критерию "Квалификация участников закупки" оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения, без указания предельного значения. Заявитель считает, что действия заказчика не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и нарушают его права и законные интересы.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 03 октября 2023 года было размещено извещение N0304100005623000067 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения" с начальной (максимальной) ценой контракта - 31 429 855,13 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного конкурса, дата и время окончания срока подачи заявок - 27.10.2023 08:00; дата подведения итогов определения поставщика - 31.10.2023.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Вместе с тем Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ, в соответствии с которыми положения об обязанности саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации с 01.09.2022 утратили силу.
В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Согласно извещению о проведении конкурса, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения и водоотведения.
В требованиях к содержанию и составу заявки на участие в закупке в пункте документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, указана ссылка на совместное письмо Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022, согласно которому требования к подтверждающему документу о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не устанавливаются, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не предоставляется.
Комиссией установлено, что в извещении не установлено требование, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не установлено требование к наличию у участника закупки взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части не установления заказчиком требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, признается Комиссией обоснованным.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), все участники закупки являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, и имеют необходимый уровень ответственности по обязательствам.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "г" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения об осуществлении закупки предусмотрен критерий "Квалификация участников закупки", который содержит детализирующий показатель: наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров; общая цена исполненных участником закупки договоров.
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения.
Пункт 20 Положения устанавливает, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", рассчитывается по одной из предусмотренных пунктом 20 Положения формуле.
Формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, или наименьшее), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.
При этом законодательство о контрактной системе не содержит ограничения либо запрета на применение заказчиком той или иной формулы, предусмотренной пунктом 20 Положения.
В письме от 17 января 2023 г. N 24-06-06/2611 Минфин России по вопросу применения положений Постановления N 2604 в части применения формул при оценке заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" отмечает: "Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения, в том числе с учетом возможности определения достаточных предельных значений показателей, а также осуществляет оценку представленных участником закупки документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, с учетом требований и особенностей, предусмотренных Положением.
При этом установленные заказчиком в порядке оценки требования, в том числе предельные значения детализирующих показателей (их содержание, характеристики), не должны приводить к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки".
Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат Закону о контрактной системе и Положению.
Кроме того, заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих ограничение прав и законных интересов заявителя действиями заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоДом" обоснованной в части не установления заказчиком в извещении об осуществлении закупки требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 3 ноября 2023 г. N 007/06/42-911/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2023