Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, Курмаевой Г.Р. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя МКУ "ОТДЕЛ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ И СПОРТУ" ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Гарифуллина А.А. (начальник, Распоряжение N68л/с от 17.12.2020 г.), в отсутствие представителей заявителя ООО "ТР АКТИВ", заявителя ИП Тожибаева З.П., о месте и времени рассмотрения жалоб извещенных надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "ТР АКТИВ" (вх. N11535/ж от 01.11.2023 г.), жалобу ИП Тожибаева З.П. (вх. N11566/ж от 01.11.2023 г.) на действия уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика МКУ "ОТДЕЛ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ И СПОРТУ" ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки N0111300012923000032 на предмет: "Монтаж буксировочной канатной дороги для объекта ГЛК "Мамадыш" в г. Мамадыш, Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111300012923000032 на предмет: "Монтаж буксировочной канатной дороги для объекта ГЛК "Мамадыш" в г. Мамадыш, Республики Татарстан" размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 03.10.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 882 670,00 руб.
Суть жалоб, по мнению заявителей, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, были представлены устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителей на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя ООО "ТР Актив" о неправомерности установления требования к участникам о членстве в СРО в области строительства, дополнительных требований в соответствии с ПП РФ N2571 от 29.12.2021 г.
По мнению заявителя, учитывая, что из содержания размещенной в извещении проектной документации следует, что объект закупки не является капитальным строением, у Заказчика не имелись основания для установления требования к участникам о членстве в СРО в области строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Исходя из положений статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным, технически сложным, уникальным объекта капитального строительства отнесены в том числе подвесные канатные дороги.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Согласно п.23, ч.2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В Письме Минфина России от 23 декабря 2020 г. N 02-07-10/113337 разъяснено, согласно положениям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст) сооружения, не относящиеся к обрабатывающим производствам, такие как спортивные сооружения разного рода аттракционы; сооружения спортивных и детских площадок учитываются как сооружения, включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью.
Кроме того, вышеназванный федеральный закон (N384-ФЗ) содержит требования различных видов безопасности к строительству сооружений.
Согласно статье 11 Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение монтажных работ буксировочной канатной дороги для объекта ГЛК "Мамадыш" в г. Мамадыш, Республики Татарстан.
Таким образом, в указанном случае результатом выполненных работ по контракту являются выполненные монтажные работы в отношении технически сложного объекта инфраструктуры, влияющего на безопасность жизнедеятельности людей, в связи с чем участник закупки в силу требований действующего законодательства должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
В рассматриваемом случае, установив в извещении требование о нахождении участника в реестре СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, Комиссия не находит в действиях Заказчика нарушений требований действующего законодательства.
Кроме того, заявитель жалобы на заседание Комиссии не подключился, не представил достаточных доказательств, подтверждающих изложенное.
С учетом изложенного, довод заявителя не подтвержден и признан необоснованным.
2. Относительно доводов заявителя ООО "ТР Актив", Тожибаева З.П. о неправомерности установления и ненадлежащем установлении дополнительных требований к участникам в соответствии с ПП РФ N2571 от 29.12.2021 г.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В Разделе II Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Как было установлено ранее объектом рассматриваемой закупки является выполнение монтажных работ в отношении технически сложного объекта инфраструктуры, влияющего на безопасность жизнедеятельности людей.
НМЦК по закупке было установлено в размере 33 882 670,00 руб.
Следовательно, в указанном случае Заказчик обязан был установить дополнительные требования к участникам в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что заявитель жалобы ИП Тожибаев не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, членом СРО не является.
На основании изложенных обстоятельств в совокупности, учитывая, что заявители не подключились на заседание Комиссии, не представили доказательств изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов заявителей.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 13 Раздела II Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительств.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В извещении закупки были установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 на работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Вместе с тем, как было установлено ранее объектом рассматриваемой закупки является технически сложный объект инфраструктуры, влияющий на безопасность жизнедеятельности людей.
НМЦК по закупке было установлено в размере 33 882 670,00 руб.
Следовательно, в указанном случае Заказчик обязан был установить дополнительные требования к участникам в соответствии с пунктом 13 Раздела II Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571.
Заказчиком, Уполномоченным органом были нарушены требования части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, признанный победитель закупки соответствуют дополнительным требованиям по части 2 статьи 31, имеет соответствующий опыт выполнения работ, Комиссия решила предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы заявителей ООО "ТР АКТИВ" (вх. N11535/ж от 01.11.2023 г.), ИП Тожибаева З.П. (вх. N11566/ж от 01.11.2023 г.) на действия уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, заказчика МКУ "ОТДЕЛ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ И СПОРТУ" ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки N0111300012923000032 на предмет: "Монтаж буксировочной канатной дороги для объекта ГЛК "Мамадыш" в г. Мамадыш, Республики Татарстан" необоснованными.
2. Признать уполномоченный орган - Исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, заказчика - МКУ "отдел по делам молодежи и спорту" исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан нарушившими требования части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А. А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.А. Акперова |
|
Г. Р. Курмаева |
|
|
Исп. Акперова Лейла Азадовна,
тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 ноября 2023 г. N 016/06/42-1530/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023