Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А. А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста -эксперта, |
|
Курмаевой Г.Р. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГАУК РТ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РТ" - Файзрахмановой Л. Н. (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя ИП Тожибаева З.П., о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. (вх. N11748/ж от 31.10.2023) на действия заказчика ГАУК РТ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РТ" при проведении закупки N0711200007923000001 на предмет: Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту объекта культурного наследия
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0711200007923000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 23.10.2023.
Объект закупки - Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту объекта культурного наследия.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 641 016,07 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, были представлены письменные и устные пояснения и документы, приобщенные к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерности установления требования к участникам к членству СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещением о проведении закупки Заказчиком было установлено требование к участникам о наличии членства в СРО, подтверждающее право подрядчика осуществлять подготовку проектной документации по договору, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Частью 1 статьи 15 федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 349) (далее - Положение) определен порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Пунктом 3 Положения установлено, что деятельность по сохранению объектов составляют работы по перечню согласно приложению (перечню работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
При этом пунктами 1, 2 перечня работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства N 349, предусмотрены работы по разработке проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и работы по разработке проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Как установлено из представленных пояснений Заказчиком и анализа извещения в рамках предмета контракта результатом выполненных работ по закупке будет являться передача Заказчику разработанной Подрядчиком проектной документации для проведения реставрационных работ по сохранению и приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия, согласованную c Заказчиком и Собственником (пользователем) Объекта, а также документ, подтверждающий согласование разработанной проектной документации в научно-методическом совете по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации.
Осуществление ремонтных работ на объекте - памятнике архитектуры, расположенном по адресу: г.Казань, ул.Гоголя,д.4, не является предметом обжалуемой закупки, предметом закупки являются инженерные изыскания в целях осуществления подготовки проектной документации для дальнейшего ремонта в случае его необходимости.
Выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации осуществляется лицом, имеющим членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии со статьей 55.8 ГрК РФ.
Таким образом, установленные в указанном случае требования о наличии у участника закупки членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что заявитель жалобы не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, членом СРО не является.
На основании изложенных обстоятельств в совокупности, учитывая, что заявитель не подключился на заседание Комиссии, не представил доказательств изложенного в жалобе, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
1.Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной систем (при наличии такого требования).
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, ГрК РФ предусматривает формирование компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Требования к минимальным размерам взноса в компенсационный фонд возмещения вреда регламентированы и определены частями 10, 12 статьи 55.16 ГрК РФ, к минимальным размерам взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - частями 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
В извещении по рассматриваемой закупке были установлены требования о том,
что СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Предложение участника закупки о цене контракта не должно превышать уровень ответственности участника в компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При этом требование к участнику о наличии компенсационного фонда возмещения вреда и соответствии уровню ответственности участника по фонду возмещения вреда Заказчиком в извещении не установлены.
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО исключительно в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 ГрК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривающие:
исключение представления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Так, согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Следовательно, если в результате изменений, внесенных в ГрК РФ, документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации, исключен, и подтверждением такого членства является наличие сведений в вышеуказанном едином реестре, требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Таким образом, с 01.09.2022 с учетом изменений в ГрК РФ, выписку из единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах заказчик требовать не может, а участник представлять в составе заявки не должен. Для подтверждения соответствия этому требованию достаточно, чтобы информация об участнике была в этом реестре.
Вышеуказанное также отражено в Письмах Минфина России от 16.09.2022 N 24-06-08/90074, N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022.
В требованиях к составу заявок извещения о проведении аукциона Заказчиком были установлены одни из следующих требований в следующем виде:
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заявка на участие в закупке должна содержать следующую информацию и документы: | |||
Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке | |||
Вторая часть заявки должна содержать следующую информацию и документы: | |||
Информацию и документы об участнике закупки: | |||
2 |
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ |
2.Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев, установленных частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Участник закупки - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии). СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Предложение участника закупки о цене контракта не должно превышать уровень ответственности участника в компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. |
Включается в заявку на участие в закупке |
Из содержания вышеуказанного невозможно объективно и однозначно определить требуется ли предоставление подтверждения СРО в составе заявки на этапе ее подачи.
Указание требования в таком виде может ввести потенциальных участников в заблуждение учитывая, что с учетом действующих положений ГрК РФ требование о представлении выписки СРО в составе заявки неправомерно.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Тожибаева З.П. (вх. N11748/ж от 31.10.2023) на действия заказчика ГАУК РТ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РТ" при проведении закупки N0711200007923000001 на предмет: "Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту объекта культурного наследия" необоснованной.
2. Признать заказчика - ГАУК РТ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РТ" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии Л.А. Акперова
Г. Р. Курмаева
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 ноября 2023 г. N 016/06/42-1529/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2023