Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика Астраханского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" Михеева В.А. (доверенность от 01.11.2023 N02-07/912), Бекеевой В.Г. (доверенность от 01.11.2023 N02-07/912) и в отсутствие представителя заявителя ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения", рассмотрев жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" на действия государственного заказчика Астраханского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг по инструментальным измерениям факторов производственной среды (реестровый N0325100003923000096), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 30.10.2023 поступила жалоба ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Астраханского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг по инструментальным измерениям факторов производственной среды (реестровый N0325100003923000096) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг по инструментальным измерениям факторов производственной среды (реестровый N0325100003923000096) (далее - Извещение) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Заказчик 24.10.2023 разместил на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта 74 880,00 руб.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчик в пункте 18 прикрепленного файла Извещения установил следующие требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в т.ч.: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Исполнитель обязан предоставить сведения о внесении в реестр, аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда")".
Аналогичное требование установлено в Извещении, сформированном с помощью единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru.
При этом, Заявитель считает, что Заказчик в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установил вышеуказанное требование к участникам закупки.
Комиссия считает данный довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52) условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
На основании статьи 27 Закона N52 юридические лица обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Частью 1.1 статьи 32 Закона N52 установлено, что при осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
В целях реализации положений данной статьи Закона N52 принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. N40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (далее - СП 2.2.3670-20), которое согласно пункту 1.1 устанавливает обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.
Согласно пункту 2.4. СП 2.2.3670-20 производственный контроль за условиями труда осуществляется посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды.
Лабораторные исследования и испытания организуются хозяйствующим субъектом и проводятся испытательной лабораторией (центром), принадлежащей хозяйствующему субъекту, или иной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Одновременно следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных Постановлением N2464, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны быть аккредитованы и соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 N2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда. и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда" (далее - Постановление N2334).
Пунктом 4 Требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, утвержденных Постановлением N 2334, к видам услуг в области охраны труда, для осуществления которых необходима аккредитация отнесено: осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
Из вышеизложенного следует, что для проводимой Заказчиком закупки на оказание услуг по инструментальным измерениям факторов производственной среды требуется аккредитация в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, а не в области охраны труда.
Таким образом, Заказчик установив в Извещении об осуществлении закупки требование к участникам закупки о предоставлении ими сведений о внесении в реестр, аккредитованных организаций и не установив требование об аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, оказывающих услуги в области охраны труда, предусмотренных Постановлением N2334 нарушил требования пункта 1 части 1 и части 5, 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" на действия государственного заказчика Астраханского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг по инструментальным измерениям факторов производственной среды (реестровый N0325100003923000096) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Астраханского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" нарушившим пункт 1 части 1 и части 5, 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг по инструментальным измерениям факторов производственной среды (реестровый N0325100003923000096).
3. Выдать государственному заказчику Астраханскому району гидротехнических сооружений и судоходства - филиалу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на оказание услуг по инструментальным измерениям факторов производственной среды (реестровый N0325100003923000096).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 ноября 2023 г. N 030/06/42-1170/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2023