Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов ЖКХ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ИП Гладких А.Ю. (ИНН 720317838185) ввиду одностороннего отказа Заказчика от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого помещения: квартира N 702 в жилом доме по ул. Широтная, 59, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167300000523000280),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика в лице МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов ЖКХ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ИП Гладких А.Ю. (ИНН 720317838185) ввиду одностороннего отказа Заказчика от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого помещения: квартира N 702 в жилом доме по ул. Широтная, 59, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167300000523000280).
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению ИП Гладких А.Ю. о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 08.11.2023 в 10:00. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 18.11.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Однако общество явку представителя не обеспечило, письменные пояснения относительно обстоятельств, связанных с неисполнением со стороны общества своих обязательств по контракту в антимонопольный орган не направило.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов ЖКХ" и ИП Гладких А.Ю. по результатам проведенного электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300000523000280) заключен контракт от 24.04.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого помещения: квартира N 702 в жилом доме по ул. Широтная, 59 на сумму 741 348,65 руб.
В соответствии с условиями указанного контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить в соответствии с требованиями и условиями Контракта на выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого помещения: квартира N 702 в жилом доме по ул. Широтная, 59 (далее - объект) согласно сводному сметному расчету стоимости строительства, локальным сметным расчетам (сметам) (Приложение N1 к Контракту), расчету стоимости выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта (далее - работы) и сдать результат Работ Заказчику, а Заказчик обязуется обеспечить проверку и приемку выполненных работ, оплатить результаты выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком Работ в порядке, на условиях и в сроки, установленные Контрактом. (п. 1.2).
В соответствии с контрактом поставщик обязан своевременно и качественно выполнить работы в соответствии с Контрактом и приложениями к нему, строительными нормами, правилами, техническими регламентами, руководящими документами системы (РДС), ГОСТ, действующим законодательством РФ, муниципальными правовыми актами города Тюмени и сдать результаты выполненных работ Заказчику в установленный срок в состоянии, соответствующем требованиям Контракта (п. 6.1.2).
Комиссия отмечает, что согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.2 Контракта определено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям для одностороннего отказа от исполнения договора подряда в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Так, возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре поставки, с учетом положений параграфа 4, а также Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Пунктом 13.1 Контракта установлено, что контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС и действует до "31" декабря 2023 г., а в части исполнения принятых по Контракту обязательств по оплате, - до полного их исполнения Сторонами.
Дата начала исполнения Контракта: 0 календарных дней с даты заключения Контракта.
Срок исполнения контракта: 150 календарных дней с даты начала исполнения Контракта.
Согласно Акту Приема-передачи объекта производителю работ для производства капитального ремонта (реконструкции) от 27.04.2023, начало работ: 28.04.2023, окончание работ 11.07.2023.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
К настоящему обращению Заказчика приложены следующие документы, подтверждающие ненадлежащее исполнение Подрядчиком настоящего контракта:
- Письмо Заказчика в адрес Подрядчика от 24.07.2023 N55-08-004924/23- о нарушении муниципального контракта с требованием усилить состав бригад и закончить работы по капитальному ремонту в кратчайшие сроки, указав на право Заказчика расторгнуть в одностороннем порядке Контракт в случае несвоевременного исполнения Контракта подрядчиком или настолько медленного, что окончание её к сроку становится явно невозможным.
- Письмо Заказчика в адрес Подрядчика от 24.08.2023 N55-08-005720/23- о нарушении муниципального контракта с требованием усилить состав бригад и закончить работы по капитальному ремонту в кратчайшие сроки, указав на право Заказчика расторгнуть в одностороннем порядке Контракт в случае несвоевременного исполнения Контракта подрядчиком или настолько медленного, что окончание её к сроку становится явно невозможным.
- Письмо Заказчика в адрес Подрядчика от 28.09.2023 N55-08-006635/23- о нарушении муниципального контракта с требованием усилить состав бригад и закончить работы по капитальному ремонту в кратчайшие сроки, указав на право Заказчика расторгнуть в одностороннем порядке Контракт в случае несвоевременного исполнения Контракта подрядчиком или настолько медленного, что окончание её к сроку становится явно невозможным.
- Акт осмотра объекта от 13.10.2023, согласно которому доступ в квартиру Подрядчиком не предоставлен, работы по капитальному ремонту не выполняются, рабочие на объекте отсутствуют.
Ответных писем Подрядчика в адрес Заказчика не поступало, сведения о принятых Подрядчиком мерах в соответствии с вышеизложенными письмами не установлены.
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 19.10.2023 было направлено заказчиком в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено обществом в тот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 19.10.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 30.10.2023.
Соответственно 30.10.2023 выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого помещения расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
Комиссия указывает, что общество, приняв на себя обязательства по выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого помещения в установленный контрактом срок не исполнило его в полном объёме, что однозначно свидетельствует о его недобросовестном поведении в рамках исполнения контракта. Доказательств невозможности исполнения контракта на предусмотренных условиях в материалы дела, общество не предоставлено.
Принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленном законом порядке не признанно недействительным.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями статьи 95 Закона о контрактной системе, в действиях Поставщика установлена недобросовестность при исполнении контракта; каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению контракта, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП Гладких А.Ю. (ИНН 720317838185) ввиду одностороннего отказа Заказчика от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого помещения: квартира N 702 в жилом доме по ул. Широтная, 59, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167300000523000280), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Гладких А.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 ноября 2023 г. N РНП-72-177/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023