Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в присутствии:
от заказчика КОМИТЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА (далее КЗИИО, заказчик): (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТК-ТЕМП" (далее - ООО "СТК-ТЕМП", заинтересованное лицо, поставщик): (генеральный директор), (представитель по доверенности):
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи сведения, представленные заказчиком КЗИИО об участнике закупки, ООО "СТК-ТЕМП" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на текущий ремонт нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1 (изв. N 0816300017023000161), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком КЗИИО об участнике закупки ООО "СТК-ТЕМП" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на текущий ремонт нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1 (изв. N 0816300017023000161).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 21.07.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0 0816300017023000161 на текущий ремонт нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1;
2) Способ определения поставщика - Запрос котировок в электронной форме;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 679 308,00 рублей;
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2023 NИЗК1 заявка, поданная ООО "СТК-ТЕМП" признана соответствующей требованиям извещения и победителем.
5) 04.08.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен муниципальный контракт N 0816300017023000161 на текущий ремонт нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1 (реестровый номер контракта N 3143402706023000016).
6) 19.10.2023 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
7) 31.10.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "СТК-ТЕМП" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
03.10.2022 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт (далее - контракт).
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.05.06.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт N ЭА-ЖИЛЕТЫ-2023 на поставку спасательных жилетов (реестровый номер контракта N 1143521129523000037) (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена Контракта", контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Подрядчик должен выполнить работы по текущему ремонту нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1 (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы.
1.2. Состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются Приложением N 1 к Контракту.
1.3. Место выполнения Работ: Текущий ремонт нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1
1.4. Цена Контракта составляет 600 000,00 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек. НДС не облагается.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
Источник финансирования Контракта: Бюджет МО "Нерюнгринский район"
1.5. В цену Контракта включены стоимость выполняемых Работ, включая все расходы, связанные с выполнением обязательств Подрядчика, все налоги, пошлины, сборы, отчисления и другие платежи, которые Подрядчик должен оплачивать при исполнении Контракта или на иных основаниях.
1.6. Подрядчик приступает к выполнению Работ с момента заключения Контракта и обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме в срок до "20" сентября 2023 г. включительно (с правом досрочного исполнения работ).
1.6.1. Этапы выполнения Работ указываются в Графике выполнения Работ (Приложение N 2 к Контракту), сдача и приемка этапа Работ ведется в соответствии с общим порядком приемки.
1.7. Подрядчик гарантирует, что он обладает всеми необходимыми правами на выполнение Работ по Контракту и обязуется поддерживать их в силе в течение срока действия Контракта, а также в период действия гарантийных обязательств.
1.8. Гарантийный срок на результат выполненных Работ, в том числе материальный результат, составляет 36 (тридцать шесть) месяцев с момента их приемки Заказчиком."
Согласно разделу 5 "Срок исполнения, место и условия выполнения работ", контракта установлено следующее:
"5.1. Срок исполнения контракта с учетом приемки работ: с момента заключения по 19 октября 2023 года. Работы могут быть завершены досрочно.
5.2. Место выполнения Работ: Текущий ремонт нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1
5.3. Условия выполнения Работ: в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), согласно Графика выполнения работ (Приложение N 2), согласно Локально-сметному расчету (далее ЛСР) (Приложение N 3), являющиеся неотъемлемой частью Муниципального контракта, согласованного с Заказчиком."
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 10 "Порядок расторжения Контракта", муниципального контракта предусмотрен следующий порядок изменения контракта:
"10.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
10.2. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
10.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
10.4. Если Заказчиком проведена экспертиза оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
10.5. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
10.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
10.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
10.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
10.9. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
19.10.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 19.10.2023 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 19.10.2023 г.
Согласно сведениям, из ЕИС 19.10.2023 Поставщиком получено решение об одностороннем отказе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 31.10.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
21.07.2023 г. Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0816300017023000161;
01.08.2023 г. Заказчиком размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2023 NИЗК1" для закупки N 0816300017023000161 по результатам которого заявка, поданная ООО "СТК-ТЕМП" признана соответствующей требованиям извещения и победителем.
04.08.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен муниципальный контракт N 0816300017023000161 на текущий ремонт нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1 (реестровый номер контракта N 3143402706023000016).
Письмо МУП от 08.09.2023 Nб/н о том, что Подрядчиком нарушаются сроки исполнения обязательств по Контракту; не соблюдается график производства работ, выполнение работ ориентировочно составляет 18-19% общего объема; не вывезен строительный мусор. Также в указанном письме МУП указывает что любые виды отделочных работ (оштукатуривание, окраска) снаружи здания при понижении температуры наружного воздуха ниже +50С в дальнейшем результат влияет на качество работ и срок эксплуатации, и что не допускается выполнение наружных отделочных работ во время осадков или в очень ветреную погоду на холодные стены, т.к. это является нарушением технологии производства работ.
Письмо МУП от 26.09.2023 N353 согласно которому Подрядчиком нарушаются сроки исполнения обязательств по Контракту; не соблюдается график производства работ, выполнение работ ориентировочно составляет 23-24% общего объема; в период с 18 по 25 сентября работы на объекте не производились.
Письмо МУП от 29.09.2023 N361 согласно которому Подрядчиком нарушаются сроки исполнения обязательств по Контракту; не соблюдается график производства работ, выполнение работ ориентировочно составляет 23-24% общего объема; в период с 18 по 29 сентября работы на объекте не производились.
29.09.2023 г. Заказчиком была направлена претензия в сторону Подрядчика, в которой указывается на ненадлежащее качество выполнения работ, а также об отставании от графика производства работ. В претензии Заказчиком закреплено письмо МУП МО "НР" "МУП" от 29.09.2023 года N 361.
Письмо МУП от 02.10.2023 N363 с уведомлением Заказчика о нарушении Подрядчиком графика производства работ, а также о нарушении технологии монтажа дверного блока их ПВХ профиля (поз. 23 ЛСР), т.е. дверь установлена в дверную коробку без технологических клиньев; без устройства наружного водоизоляционного паропроницаемого слоя; без устройства внутреннего пароизоляционного слоя. По всем остальным позициям Подрядчик к работам не приступал.
Акт Заказчика "О выявленных недостатках результата выполненных работ" от 03.10.2023 согласно которому Комиссионно установлено, что в результате неправильного монтажа входной пластиковой двери выявлены следующие недостатки: перекос и деформация дверного полотна; непрочное крепление дверной коробки; неравномерное заполнение зазоров между стенами и коробкой специальной пеной; сложность эксплуатации (дверь не закрывается); прогиб дверного порога. Выявленные недостатки ООО "СТК-ТЕМП" предложено устранить. К акту приложены 7 фото. Документ прикреплен в ЕИС.
05.10.2023 г. Подрядчиком был направлен ответ Заказчику на претензию.
Заказчиком составлен Акт N1 от 12.10.2023 об отказе в приемке выполненных работ по муниципальному контракту 04.08.2023 N 0816300017023000161. В данном акте перечислены замечания по качеству и срокам выполнения работ, в том числе указанные в письме МУП от 11.10.2023 N387. Документ подгружен в ЕИС с приложением следующих файлов: акт о выявленных недостатках результата выполненных работ от 03.10.2023 г.; приложение с фотографиями к акту от 03.10.2023 г.; акт о выявленных недостатках результата выполненных работ от 11.10.2023 г.; приложение с фотографиями к акту от 11.10.2023 г.; письмо МУП МО "НР" "МУП" от 11.10.2023 N 387.
Письмо МУП от 11.10.2023 N387 в соответствии с которым Подрядчиком не соблюдается график производства работ, выполнение работ ориентировочно составляет 34-35% общего объема; аналогичные нарушения по позиции 23 ЛСР перечисленные в письме МУП от 02.10.2023 N363; дополнительно о том, что ремонт герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей в тамбуре выполнены монтажной пеной, без применения резинового жгута с мастикой (заложено в поз. 3 ЛСР), что является нарушением технологии производства работ; при ремонте кровли тамбура не установлена прижимная планка крепления верхнего наплавляемого материала битумно-полимерного кровельного в месте примыкания тамбура к стене здания (лента стальная).
Акт Заказчика "О выявленных недостатках результата выполненных работ" от 11.10.2023 согласно которому Комиссионно установлено, что выявленные при осмотре 03.10.2023 недостатки Подрядчиком не устранены. Объем и качество выполненных Подрядчиком работ не соответствует техническому заданию (приложение N 1 к контракту), условиям муниципального контракта от 04.08.2023 N, 0816300017023000161, локально сметному расчету к нему. К акту приложены 9 фото. Документ прикреплен в ЕИС.
Письмо МУП от 17.10.2023 N395 согласно которому не соблюдается график производства работ, выполнение работ ориентировочно составляет 34-35% общего объема; не устранены ранее выявленные дефекты; при устройстве плитки керамогранитной на пол тамбура не выполнена затирка швов. На текущий период работы на объекте не ведутся.
19.10.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
19.10.2023 г. Подрядчиком направлен ответ на Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0816300017023000161 от 04.08.2023, согласно которому замечания строй надзора устраняются. Работы ведутся и будут завершены в срок до 25.10.2023 г.
30.10.2023 г. Подрядчиком составлен акт размещена документация о приемке выполненных работ в полном объеме.
30.10.2023 г. Заказчиком составлен акт осмотра.
31.10.2023 г. контракт расторгнут.
01.11.2023 года Заказчик размещает в ЕИС Претензию, в которой просит оплатить неустойку и штраф по контракту, а также содержится информация о ненадлежащем выполнении работ, отставании от сроков, а также о нарушении технологии производства работ.
Из пояснений Заинтересованного лица следует, что Подрядчик приступил к работам с не большим отставанием от графика выполнения работ в связи с ожиданием поставки материалов для выполнения работ. Заинтересованным лицом Комиссии Якутского УФАС России предоставлены товарные накладные, согласно которым ПВХ дверь для исполнения контракт, была поставлена Заинтересованному лицу 12.10.2023 г., Сайдинг поставлен 12.10.2023 г. Уголок поставлен 30.10.2023 г.
30.10.2023 г. Подрядчиком составлен акт о приемке выполненных работ в полном объеме, в подтверждение выполненных работ Заинтересованным лицом Комиссии Якутского УФАС России представлены фотографии от 30.12.2023 г.
В подтверждение своей добросовестности Заинтересованным лицом в материалы дела представлены реестровые номера исполненных контрактов за 2023 г.:
Как следует из материалов дела заинтересованным лицом были приняты меры к исполнению контракта, что отражается в предоставленных документах.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 104 закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о лицах, с которыми контракты расторгнуты, в том числе в одностороннем порядке.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России
р е ш и л а:
Сведения, представленные Заказчиком КЗИИО об участнике закупки для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "СТК-ТЕМП" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на текущий ремонт нежилых помещений (коридор 1-го этажа), крыльца с тамбуром по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, пр-т. Ленина, д.14, корп.1 (изв. N 0816300017023000161) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 ноября 2023 г. N 014/06/104-1636/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2023