На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУ-РО ФСС России по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, OOO "РТС-тендер" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалида протезом верхней конечности в 2023 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0210100000122000153) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки 27.10.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.11.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.11.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 316 535,33 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.12.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе (далее в ред. от 04.11.2022) Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" заключен государственный контракт от 26.12.2022 N 132-ПВК по цене 292 480 руб. (реестровый номер контракта - 1150100273022000153).
1. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг,и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 (далее в редакции от 16.05.2022) "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В силу пункта 4 Постановления N 617 ограничения, установленные Постановлением N 617 распространяются на товары, включенные в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза),в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 617 (далее - Перечень), в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях,о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира,с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе,при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по обеспечению инвалида протезом верхней конечности в 2023 году с ОКПД2 - 32.50.22.121 "Протезы внешние" (далее - Товар), включенным в Перечень.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что ограничение в соответствии с Постановлением N 617 не установлено ввиду того,что при выполнении работ не предусмотрено ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением N 617.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 5.1.2 проекта контракта Извещения (далее - Проект контракта) при передаче результатов работ получателю исполнитель оформляет акт сдачи-приемки работ, который подписывается исполнителем и получателем.
Так, приложением N 2 к Проекту контракта установлена форма акта сдачи-приемки работ, содержащая положение, согласно которому изготовленное протезно-ортопедическое изделие передается исполнителем получателю по направлению Заказчика.
Кроме того, Комиссией установлено, что объем выполненных работ в техническом задании исчисляется в том числе в штуках.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что результатом закупаемых работ является изготовление товаров, включенных в Перечень, в связи с чем в силу пункта 4 Постановления N 617 в извещении о проведении Конкурса следует установить ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 617.
Таким образом, Заказчиком в Извещении неправомерно не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза),в соответствии с Постановлением N 617.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в требованиях к составу и содержанию заявки на участие в закупке Извещения не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30, частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021
N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее в ред. от 31.10.2022) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
На основании пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, применяются детализирующие показатели.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке Извещения (далее - Порядок оценки) оценка производится по критериям "Цена контракта" (далее - Критерий N 1), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2).
При этом по Критерию N 2 применяется показатель "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель).
Согласно Порядку оценки в рамках Показателя оценивается объем выполненных работ, исчисляемый в количестве предоставленных протезов верхних конечностей, а также суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях по контрактам.
Комиссией установлено, что содержание Показателя не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 28 Положения, поскольку оценка опыта участников закупки по объему выполненных работ, исчисляемому в количестве предоставленных протезов верхних конечностей, не предусмотрена в качестве детализирующего показателя.
На заседании Комиссии установлено, что в преамбуле Порядка оценки указано, что оценка заявок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ,услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
Вследствие руководства Заказчиком положениями Постановления N 1085, утратившего силу на момент проведения Конкурса, установлены формулы оценки по Критериям NN 1, 2, не предусмотренные Положением.
В соответствии с Порядком оценки по Показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Контракты должны быть исполнены за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявки на участие в Конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что принятие к оценке контрактов исключительно без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта по успешной поставке товара сопоставимого характера.
Также установленное Заказчиком в Порядке оценки требование о предоставлении контрактов, исполненных за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявки на участие в Конкурсе, является ненадлежащим, поскольку, учитывая требование подпункта "г" пункта 28 Положения, к оценке должен приниматься опыт исполнения договора, последний акт об исполнении которого подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Кроме того, Порядком оценки установлено, что по Показателю наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Комиссия обращает внимание, что Положением не предусмотрено предоставление участником закупки исключительно государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, а также требования об опубликовании на официальном сайте www.zakupki.gov.ru для подтверждения наличия у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги по Критерию, при этом данные требования ставят в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, и не соответствуют абзацу третьему подпункта "в", подпунктам "д", "е" пункта 28 Положения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Северо-Осетинского УФАС России материалы от 02.11.2023 по делу N П-350/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 ноября 2023 г. N П-345/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023