На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Смилта" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях ГКУ АЗ (КС) ДЗМ
(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссией по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку аппаратов слуховых заушных воздушной проводимости для взрослых (САВ2023-16) (далее - Товар) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0873200009823003067) (далее - Аукцион, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего возможность предоставления эквивалента предлагаемого к поставке Товара.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика 08.11.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения объявлен перерыв, заседание продолжилось 09.11.2023.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 077 771 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 31.10.2023;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата подачи ценовых предложений - 31.10.2023;
7) ценовые предложения не подавались;
8) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 1 участника Аукциона соответствующим требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе (участник с идентификационным номером заявки "190700").
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождение такого указания словами "или эквивалент".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком не предусмотрена возможность указания эквивалента предлагаемого к поставке Товара нескольких производителей.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в описании объекта закупки не используется товарный знак, в связи с чем сведения о возможности предоставления эквивалента не установлены.
Комиссией установлено, что Извещение содержит технические характеристики объекта закупки, в связи с чем Заявителю при заполнении заявки на участие в Аукционе на сайте Оператора электронной площадки необходимо указать в структурированной заявке характеристики объекта закупки, соответствующие Извещению.
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком не установлен товарный знак, в связи с чем сведения о возможной поставки эквивалента не установлены.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу, что действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено,что информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с Извещением объектом закупки является поставка аппаратов слуховых заушных воздушной проводимости для взрослых (САВ2023-16) (далее - Товар).
Приложением N 1 технического задания Извещения установлены характеристики предлагаемого к поставке Товара.
Требования к минимальному и максимальному значению показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием словосочетаний "не менее", "не более", союза "или", а также с использованием символов "", "
".
Так, например, Извещением предусмотрено требование к дополнительным характеристикам Товара: "Максимальное акустическое усиление: 40 и
62"
Вместе с тем Извещением установлена инструкция по заполнению характеристик в заявке, содержащая в себе следующие указания по заполнению характеристик предлагаемого к поставке Товара: "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики".
Согласно Извещению Заказчиком установлена Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, являющейся приложением N 1 к информационной карте об аукционе.
Вместе с тем Комиссией установлено, что исходя из положений Инструкции не представляется возможным однозначным образом прийти к выводу о порядке заполнения сведений участником закупки в заявке. Так, например, Инструкция не содержит порядок предоставления характеристик, указанных в Описании объекта закупки с использованием союза "и", с одновременным использованием символов "?", "?".
Учитывая изложенное, а также то, что Инструкция не позволяет однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении характеристик предлагаемого к поставке Товара, Комиссия приходит к выводу, что исходя из положений Инструкции не представляется возможным однозначным образом установить порядок заполнения сведений участником закупки в заявке.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Инструкцию, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 09.11.2023 по делу N 23/44/99/124 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2023 г. N 23/44/99/124
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2023