На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по труду и занятости (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по модернизации и техническому сопровождению Единой цифровой платформы "Работа в России" в части использования электронных документов, связанных с работой, и обеспечения интеграции с цифровой платформой миграционных процессов и трудовых ресурсов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008523000011) (далее соответственно - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения внеплановой проверки 01.11.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 10.11.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 05.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 343 000 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.05.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) между Заказчиком и ООО "БФТ" (далее - Победитель) заключен государственный контракт от 13.06.2023 N 44-юр по цене 343 000 000 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021
N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Подпунктом "в" пункта 28 Положения в том числе установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по модернизации и техническому сопровождению Единой цифровой платформы "Работа в России" в части использования электронных документов, связанных с работой, и обеспечения интеграции с цифровой платформой миграционных процессов и трудовых ресурсов.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Порядке оценки по критерию "Квалификация участников закупки" установлен детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (далее - Детализирующий показатель), согласно которому:
- оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров по созданию или развитию или модернизации и (или) сопровождению или технической поддержке или эксплуатации информационных систем в сфере трудоустройства и занятости для федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных учреждений, федеральных государственных бюджетных учреждений, органов государственной власти, казенных учреждений, государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Представители Заказчика пояснили, что при оценке заявок по Детализирующему показателю принимается опыт по оказанию услуг по развитию и сопровождению информационных платформ в сфере трудоустройства и занятости, поскольку при оказании услуг по Конкурсу требуется не только технологический опыт участника закупки, но и специальные знания, навыки, компетенции в сфере трудоустройства и занятости.
Однако, например, пунктом 4.1 описания объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) предусмотрены требования к составу работ.
Описанием объекта закупки предусмотрены следующий состав работ:
- Реализация ролевой модели представителей работодателя подсистемы "Электронный кадровый документооборот";
- Создание формы обращения в службу технической поддержки подсистемы "Электронный кадровый документооборот";
- Реализация возможности направления работнику от работодателя электронного документа "Согласие к установлению ЭКД" в рамках установления взаимосвязи сотрудника и работодателя в подсистеме "Электронный кадровый документооборот";
- Доработка процесса подключения пользователей (работодателей) к подсистеме "Электронный кадровый документооборот";
- Доработка отображения информации о ПЭП работника в подсистеме "Электронный кадровый документооборот";
- Реализация функциональности машиночитаемой доверенности в подсистеме "Электронный кадровый документооборот";
- Модернизация функционала нотификации работника и работодателя в подсистеме "Электронный кадровый документооборот";
- Доработка процесса подписания и визирования кадровых документов представителями работодателя (реализация механизма отправки на подписание и визирование) в подсистеме "Электронный кадровый документооборот";
- Реализация признака увольнения сотрудников в подсистеме "Электронный кадровый документооборот";
- Доработка API подсистемы "Электронный кадровый документооборот" с внешними ИС работодателей (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Исходя из вышеуказанных мероприятий предметом государственного контракта является оказание услуг по модернизации и техническому сопровождению информационной системы и не включает в себя работы, связанные с применением специальных знаний в сфере трудоустройства и занятости.
Таким образом, с технической точки зрения, создание или развитие или модернизация и (или) сопровождение или техническая поддержка или эксплуатация информационных систем в сфере трудоустройства и занятости аналогично созданию или развитию или модернизации и (или) сопровождению или технической поддержке или эксплуатации федеральных информационных систем в иных сферах государственного управления, поэтому требования к участнику закупки о наличии реализованных контрактов исключительно в сфере трудоустройства и занятости не предоставляют Заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств по государственному контракту.
Вместе с тем Заказчиком не представлено документов и сведений, свидетельствующих о необходимости наличия у участника закупки опыта выполнения работ по созданию или развитию или модернизации и (или) сопровождению или технической поддержке или эксплуатации информационных систем в сфере трудоустройства и занятости, в рамках которых необходимы специальные знания в соответствующей области.
Исходя из вышеуказанного Порядка оценки, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о необходимости предоставления контракта/договора, в рамках которого участнику необходимо оказать услуги по созданию или развитию или модернизации и (или) сопровождению или технической поддержке или эксплуатации информационных систем исключительно в сфере трудоустройства и занятости для федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных учреждений, федеральных государственных бюджетных учреждений, органов государственной власти, казенных учреждений, государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, поскольку предметом государственного контракта является модернизация и техническое сопровождение информационной системы.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42
Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен государственный контракт.
3. Передать материалы по делу от 10.11.2023 N П-355/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2023 г. N П-356/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023