Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеконференцсвязи в присутствии:
представителей ООО "МОСТПРОЕКТ" -
представителей Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" -
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу ООО "МОСТПРОЕКТ" на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт моста через реку Чебенька на км 17+800 автомобильной дороги Октябрьское - Благодарное Октябрьском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323008676),
УСТАНОВИЛА:
07.11.2023 г. в Оренбургское УФАС России посредством Единой информационной системы ООО "МОСТПРОЕКТ" (далее по тексту - Заявитель) на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее по тексту - Заказчик) при проведении электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт моста через реку Чебенька на км 17+800 автомобильной дороги Октябрьское - Благодарное Октябрьском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323008676) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссией Оренбургского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва в заседании до 14.11.2023 г. до 15 часов 00 минут.
После перерыва, представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что Заказчиком неверно определен предмет закупки как "проектирование капитального ремонта", так как, согласно представленному техническому заданию, данные работы являются работами по разработке проектной документации на реконструкцию объекта. Представитель Заявителя отметил, что работы по капитальному ремонту, в отличие от реконструкции, не изменяют технологическое или служебное назначение основных средств, не совершенствуют производство и не повышают его технико-экономические показатели. Также, представитель Заявителя указал, что, по его мнению, нарушены положения ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что заявленные в жалобе доводы являются лишь предположениями Заявителя. Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области N 313-п от 10.04.2012 г. "Об утверждении перечня автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Оренбургской области", мост через реку Чебенька входит в состав автомобильной дороги регионального значения Октябрьское-Благодарное IV технической категории. Проведение работ по капитальному ремонту указанного моста, определенных в Техническом задании, не приведет к изменению технической категории автомобильной дороги и изменению (увеличению) полосы отвода автомобильной дороги.
В представленных письменных пояснениях Уполномоченный орган жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что из анализа положений извещения о проведении электронного конкурса следует, что в данном случае Заказчиком закупаются именно работы по разработке проектной документации. В дальнейшем Заказчик, получив результат работ, будет проводить соответствующие работы по капитальному ремонту на указанном участке на основании полученной проектной документации. Специфика деятельности Заказчика и возложенные на него полномочия предполагают, в том числе, актуализацию сведений относительно тех объектов, которые будут подвергнуты изменению в ходе планируемых к выполнению работ (капитальный ремонт), в том числе, относительно полосы отвода.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы представителей сторон, пришла к следующим выводам:
24.10.2023 г. (с последующими изменениями от 02.11.2023 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт моста через реку Чебенька на км 17+800 автомобильной дороги Октябрьское - Благодарное Октябрьском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323008676).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 049 463,36 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Формируя описание объекта закупки, Заказчик руководствуется существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
В зависимости от своих потребностей заказчик в извещении об аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, но с учетом законодательства о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного конкурса N 0853500000323008676 объектом закупки является "Выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт моста через реку Чебенька на км 17+800 автомобильной дороги Октябрьское - Благодарное Октябрьском районе Оренбургской области".
Из представленных пояснений Заказчика следует, что указанные в техническом задании работы относятся к вилам работ по капитальному ремонту.
Проанализировав положения извещения о N 0853500000323008676, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что Заявителем, не представлено доказательств и не приведено достаточных доводов, однозначно свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, в связи с чем, в данном случае полагает возможным признать доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия Оренбургского УФАС России также считает необходимым отметить, что доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего, выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратится в Оренбургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МОСТПРОЕКТ" на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт моста через реку Чебенька на км 17+800 автомобильной дороги Октябрьское - Благодарное Октябрьском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323008676), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 13 ноября 2023 г. N 056/06/106-1141/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2023