На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "а" ч. 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения Общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЬТЕЧО", общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД" и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 252/23 от 02.11.2023 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:.,
Членов Инспекции:.,
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии заместителя начальника Управления жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска -;
представители общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЬТЕЧО", общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД", общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ЭЦЕЗИС" на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены, ходатайств не заявляли,
проведя внеплановую камеральную проверку действий Управления жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с утилизацией от расселенных аварийных домов, расположенных на территории муниципального образования "Город Орск" по адресам: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Гайское шоссе, д. 4; ул. Батумская, д. 27; 29; ул. Бухарская, д. 1, ул. Короленко, д. 21, ул. Ферганская, д. 3;, ул. Вокзальная, д. 55; ул. Гончарова, д.12; ул. Запорожская, д. 68;72; ул. Брестская, д. 26 (номер извещения N 0153300060623000292),
УСТАНОВИЛА:
30.10.2023 г. и 13.11.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступили соответственно обращения Общества с ограниченной ответственностью "ЭЛЬТЕЧО" и общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД" (далее - Заявитель, Общество), содержащие сведения о нарушении Заказчиком - Управлением жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска требований законодательства о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с утилизацией от расселенных аварийных домов, расположенных на территории муниципального образования "Город Орск" по адресам: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Гайское шоссе, д. 4; ул. Батумская, д. 27; 29; ул. Бухарская, д. 1, ул. Короленко, д. 21, ул. Ферганская, д. 3;, ул. Вокзальная, д. 55; ул. Гончарова, д.12; ул. Запорожская, д. 68;72; ул. Брестская, д. 26 (номер извещения N 0153300060623000292) (далее - Закупка).
Из обращений Обществ следует, что Заказчиком в извещении о проведении закупки установлены дополнительные требования в соответствии c пунктом 4 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571). Вместе с тем, как утверждают Заявители, Заказчиком должны были быть установлены требования в соответствии с позицией 12 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с представленными пояснениям Заказчика, согласно извещению N 0153300060623000292 объектом закупки является выполнение работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с утилизацией от расселенных аварийных домов. То есть Заказчику не требуется выполнение работ по сносу объекта капитального строительства. Следовательно, установление дополнительного требования в соответствии с позицией 12 раздела II Постановления Правительства РФ N 2571 является необоснованным и незаконным.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
23.10.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на предоставление услуг доступа к сети "Интернет" (номер извещения N 0153300006323000004).
Начальная максимальная цена контракта составляет 20 198 901,10 рублей.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением N 2571.
Если объект закупки включен в приложение к Постановлению N 2571, а начальная (максимальная) цена превышает установленные подпунктом "а" пункта 3 этого постановления размеры, то заказчик обязан установить дополнительные требования по соответствующей позиции приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 12 раздела II приложения к Постановлению N 2571 установлено следующее:
12. |
Работы по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
Согласно извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 198 901,10 рублей.
Вместе с тем, извещением о проведении закупки заказчиком установлены требования в соответствии с пунктом 4 Постановления N 2571:
"3. 1 Требования в соответствии c пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов: а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"); б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр); в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг".
Инспекция Оренбургского УФАС России отмечает, что объектом закупки является "Выполнение работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с утилизацией от расселенных аварийных домов, расположенных на территории муниципального образования "Город Орск" по адресам: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Гайское шоссе, д. 4; ул. Батумская, д. 27; 29; ул. Бухарская, д. 1, ул. Короленко, д. 21, ул. Ферганская, д. 3;, ул. Вокзальная, д. 55; ул. Гончарова, д.12; ул. Запорожская, д. 68;72; ул. Брестская, д. 26".
Согласно п. 1.3 Проекта контракта "Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с локально-сметными расчетами и Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту)".
Техническим заданием на выполнение работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с утилизацией от расселенных аварийных домов установлен следующее:
N п/п |
Перечень основных требований |
Содержание требований |
1 |
Наименование объекта |
Выполнение работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с утилизацией от расселенных аварийных домов, расположенных на территории муниципального образования "Город Орск". |
6 |
Цель |
Демонтаж и вывоз строительного мусора от аварийных многоквартирных домов, ликвидация несанкционированных свалок, освобождение земельных участков от строения. |
7 |
Исходно-разрешительная документация |
Заказчиком предоставляется до выполнения работ: - техническое задание на выполнение работ; - сметная документация на выполнение работ. |
8 |
Состав услуг: |
- полный комплекс разбора зданий, включая фундаменты с применением строительных машин и механизмов; - ручная и механизированная очистка территории от строительного мусора(отходов); - разборка свалки, строительного мусора с применением экскаватора; - погрузка строительного мусора(отходов) с использованием погрузчика; - вывоз строительного мусора(отходов); - утилизация, размещение строительного мусора(отходов) на полигоне бытовых отходов (ПБО); - после очистки территории от аварийного МКД, предоставить справку Заказчику об отсутствии Объекта на земельном участке. |
9 |
Требования к оказанию услуг: |
Исполнитель использует для оказания услуг соответствующую технику, оборудование, инструменты, расходные материалы. Исполнитель своими силами осуществляет разбор, загрузку, выгрузку, сбор, вывоз строительного мусора. После вывоза строительного мусора земельный участок, на котором располагался дом и прилегающая территория, остаются чистыми. |
Ведомостью объемов работ установлено следующее:
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
ш. Гайское, д. 4 | ||||
1 |
Разборка зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
15,9472 |
|
2 |
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
1275,78 |
|
ул. Запорожская, д. 52 | ||||
|
Разборка зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
14 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
1099,93 |
|
ул. Запорожская, д. 68 | ||||
|
Разборка зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
11,44 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
914,93 |
|
ул. Гончарова, д. 12 | ||||
|
Разборка зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
21,7035 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
1736,28 |
|
ул. Вокзальная, д. 55 | ||||
|
Разборка зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
21,087 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
1736,28 |
|
ул. Брестская, д. 26 | ||||
|
Разборка зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
13,0338 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
1042,7 |
|
ул. Батумская, д. 29 | ||||
|
Разборка зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
13,067 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
1045,36 |
|
ул. Батумская, д. 27 | ||||
|
Разборка зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
13,9113 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
1112,8 |
|
ул. Бухарская, д. 1 | ||||
|
Разборка зданий методом обрушения: кирпичных неотапливаемых |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
5,1072 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
408,58 |
|
ул. Короленко, д. 21 |
|
|||
|
Разборка зданий методом обрушения: кирпичных неотапливаемых |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
27,6153 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
2209,22 |
|
ул. Ферганская, д. 3 |
|
|||
|
Разборка зданий методом обрушения: кирпичных неотапливаемых |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
24,4474 |
|
|
Утилизация и захоронение несортированного строительного мусора |
тн |
1955,79 |
|
Локальным сметным расчетом (смета) N 1в числе прочих также установлены работы по реконструкции зданий и сооружений: разборка отдельных конструктивных элементов здания (сооружения), а также зданий (сооружений) в целом.
Таким образом, исходя из имеющихся в распоряжении Инспекции Оренбургского УФАС России материалов дела следует, что фактически заказчиком от подрядчика, помимо вывоза строительного мусора с утилизацией от расселенных аварийных домов, требуется выполнение работ по сносу объекта капитального строительства.
Довод представителя Заказчика о том, что им в извещении и приложениях к извещению не упоминается именно снос объекта капитального строительства, следовательно, работы по сносу не предполагаются, Инспекцией Оренбургского УФАС России признается несостоятельным, поскольку совокупность требований технического задания, ведомости объемов работ и локального сметного расчета свидетельствуют о фактическом исполнении подрядчиком, в том числе, работ по сносу объекта капитального строительства.
Также Инспекция Оренбургского УФАС России обращает внимание, что представителем Заказчика было отмечено, что аварийные дома, расположенные на территории муниципального образования "Город Орск" по адресам: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Гайское шоссе, д. 4; ул. Батумская, д. 27; 29; ул. Бухарская, д. 1, ул. Короленко, д. 21, ул. Ферганская, д. 3; ул. Вокзальная, д. 55; ул. Гончарова, д.12; ул. Запорожская, д. 68;72; ул. Брестская, д. 26, являются объектами капитального строительства и до настоящего времени стоят на балансе муниципального образования.
Следовательно, действия заказчика, не установившего требования в соответствии с позицией 12 раздела II приложения к Постановлению N 2571, нарушают требования чч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, анализ содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок информации свидетельствует о том, что 13.11.2023 г. между Управлением жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска и Обществом с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ЭЦЕЗИС" был заключен муниципальный контракт N 10-02-292-2023 на выполнение работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с утилизацией от расселенных аварийных домов, расположенных на территории муниципального образования "Город Орск" по адресам: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Гайское шоссе, д. 4; ул. Батумская, д. 27; 29; ул. Бухарская, д. 1, ул. Короленко, д. 21, ул. Ферганская, д. 3;, ул. Вокзальная, д. 55; ул. Гончарова, д.12; ул. Запорожская, д. 68;72; ул. Брестская, д. 26. Данное обстоятельство является препятствием для выдачи предписания о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
1. Признать Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска нарушившим положения чч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Управлению жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 16 ноября 2023 г. N 056/10/99-1120/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023