Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев информацию ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БАЛАКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" о включении ООО "ЭЛМАС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000823004838 "Поставка изделий медицинского назначения "Нити хирургические" (далее - Аукцион).
УСТАНОВИЛА:
01.11.2023 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БАЛАКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "ЭЛМАС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000823004838 "Поставка изделий медицинского назначения "Нити хирургические" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
20.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N 0860200000823004838 "Поставка изделий медицинского назначения "Нити хирургические".
Заказчиком Аукциона является ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БАЛАКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 555 867,49 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.07.2023 NИЭА1 установлено, что процедура электронного аукциона признана несостоявшейся в связи с результатами рассмотрения заявок на участие в закупке, где только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). Заявка ООО "ЭЛМАС" соответствует требованиям.
14.07.2023 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БАЛАКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" и ООО "ЭЛМАС" заключили контракт на поставку изделий медицинского назначения "Нити хирургические".
В соответствии с п. 1.2. Контракта Поставщик обязуется поставить, а Заказчик - принять и оплатить Товар, наименование, технические характеристики, количество, цена которого определяются в Спецификации (Приложение N 1) (далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п. 1.4. Контракта срок поставки товара начинается с даты заключения контракта по 01.11.2023 г.
Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно п. 5.2. Контракта Поставщик в соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты поставки Товара, предусмотренные Контрактом, при этом Заказчик обязан обеспечить приемку поставленного Товара в соответствии с Контрактом.
Пунктом 4.2.5. Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе требовать надлежащего исполнения обязательств Поставщиком по Контракту.
В соответствии с п. 6.1. Контракта В случае просрочки исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по Контракту, Стороны несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Уплата неустойки (пени, штрафа), предусмотренной Контрактом, не освобождает виновную (нарушившую условия Контракта) сторону от необходимости исполнения обязательств в полном объеме.
Пунктом 8.8. Контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом в том числе, но не ограничиваясь, в случаях:
- отказа Поставщика передать Заказчику Товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству Товара, а именно обнаружения Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании Товара;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки Товара.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
20.10.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с его неисполнением, которое 20.10.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 20.10.2023.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 31.10.2023.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было принято в связи с неисполнением Обществом обязательств, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.4 Контракта Поставщик осуществляет поставку Товара: "_ с даты заключения контракта по 01.11.2023 г., в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявки Заказчиком Поставщику посредством телефонной/факсимильной связи или электронной почте. Количество заявок на поставку товара: не более 1 (одной). Заявка направляется с учетом срока поставки Товара_".
Так, Заказчик 20.07.2023 г. в соответствии с п. 1.4 Контракта посредством электронной почты направил в адрес Поставщика заявку (исх. N 637 от 20.07.2023) на поставку Товара.
Исходя из фактических обстоятельств, поставка Товара предусмотренного заявкой (исх. N 637 от 20.07.2023) должна была быть осуществлена Поставщиком не позднее 27.07.2023 г., однако Поставщик осуществил лишь частичную поставку Товара 23.08.2023 г., что подтверждается документом о приемке (счет-фактура) N 1114 от 17.08.2023 г. на сумму 371419,14 руб. и 24.08.2023 г., что подтверждается документом о приемке (счет-фактура) N 1061 от 09.08.2023 г. на сумму 16330,80 руб.
02.10.2023 г. Заказчик в соответствии с п 5.16 Контракта посредством единой информационной системы размещает электронное уведомление (претензию (исх. N 01-09/1076 от 02.10.2023)), в которой требует от Поставщика осуществить поставку товара, предусмотренного п/п N 8 Спецификацией (приложением N 1 к Контракту) "Нить хирургическая (Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис" в количестве (объеме) 35 шт. в течение 7 дней с момента получения данного уведомления (претензии) Поставщиком. Исходя из чего, поставка Товара должна быть осуществлена Поставщиком в срок не позднее 09.10.2023 г., однако Товар поставлен не был. Помимо этого, Заказчик требует в течение 10 дней с момента получения претензии в добровольном порядке перечислить сумму претензии 8889,46 руб. Поставщик с требованием заказчика согласился и оплатил сумму претензии.
Таким образом, со стороны Поставщика имело место неоднократное нарушение сроков поставки Товара.
Пунктом 8.7 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 8.8 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе, но не ограничиваясь, в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки Товара.
В силу п. 1 ст. 523 ГК РФ: "Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полостью или частично) ... допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450)".
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров
Таким образом, в связи с неисполнением условий Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из пояснений директора Общества следует, что после подписания контракта Поставщик незамедлительно приступил к исполнению Контракта, заказав и оплатив весь товар производителям в полном объеме.
Заказчиком была сделана одна заявка на весь товар. Согласно акту сверки, Общество поставило в адрес Заказчика весь товар, в соответствии сданным контрактом на всю сумму контракта на сумму 553 088,15 руб. (Пятьсот пятьдесят три тысячи восемьдесят восемь) рублей 15 копеек. Заказчиком был принят и оплачен товар на сумму 387 749,94 (Триста восемьдесят семь тысяч семьсот сорок девять рублей) 94 коп.
Товар по позиции 8 Нить хирургическая (Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис") в количестве 35 штук заказчиком не был принят в соответствии с актом о несоответствии товара, подписанным Россамаха Л.А.
С данным актом Общество не было согласно, так как весь товар соответствовал контракту. Общество находилось на постоянной связи с Заказчиком и просило выслать фото данной продукции и результаты экспертизы, в связи с тем, что все характеристики товара указаны на упаковке производителя. Доказательств, каким образом Заказчиком был определен несуществующий параметр, не представлено. Экспертиза в адрес Общества не направлялась.
В соответствии с п. 5.4 Контракта, для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
02.10.2023 года в адрес Общества была направлена претензия по поставке товара по позиции 8.
03 октября 2023 года в адрес Заказчика было направлено письмо производителя. Ответа по данному письмо не поступило. Общество неоднократно по телефону связывалось с представителями Заказчика о предоставлении экспертизы и просило прислать фото продукции, но ответа не последовало.
При изучении потребностей Заказчика, Поставщиком в ЕИС были изучены все контракты лечебного учреждения.
Основным поставщиком Заказчика является ООО "Фидес".
Согласно информации, размещенной в свободном доступе в ЕИС был заключен контракт N0360300001323000395 от 16.06.2023 г., с требованием поставки аналогичного материала, а именно: Набор инструментов хирургических эндоскопических.
Заказчик по итогам проведения электронного аукциона, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0360300001323000395 от 01.06.2023 г., в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, заключили контракт N 0360300001323000395 от 16.06.2023 года по позиций: 1 Россия, ООО "ЭСТЭН", РУ N ФСР 2010/08875 от 23.12.2019.
Многофиламентный синтетический рассасывающийся шовный материал изготовлен из сополимера Полигликолид-ко-L-лактида с покрытием из Полигликолида-ко-L-лактида и Стеарата кальция. Имеет петлю с предзавязанным скользящим узлом типа Редера. Покрытие обеспечивает пластичность нити и скольжение узла при затягивании петли. Снижение прочности на разрыв в узле за первую неделю 85 %. Полностью рассасывается за 54-70 дней. Диаметр нити USP0 (М 3,5). Длина нити 60 см. Индивидуальная двойная стерильная упаковка. Имеет систему доставки петли, состоящую из тубуса и рукоятки - ограничителя. Обеспечивает защиту петли при введении в полость и возможность введения проводника без дополнительных приспособлений. Тубус прозрачный, для контроля положения петли при доставке в полость через троакар. Рабочая длина тубуса 150 мм. Рабочий диаметр тубуса 5 мм. Пластиковый проводник с пропущенной внутри него хирургической нитью, выполняет функцию толкателя узла. Рабочая длина проводника 370 мм. Рабочий диаметр проводника 4 мм. Затягивание петли происходит при помощи отделяемого проксимального конца проводника, в котором жестко закреплена нить. Надрез с меткой на проксимальном конце проводника в месте отлома. Расстояние надреза от проксимального края проводника 40 мм. Проводник контрастного тканям цвета.
ООО "Фидес" произвело поставку, а заказчик принял и оплатил данный товар производства ООО "ЭСТЭН", Республика Татарстан, Казань.
Таким образом, по мнению Общества, у Заказчика отсутствовали намерения в получении продукции с теми же характеристиками от производителя, а именно: Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис". Тубус прозрачный, для контроля положения петли при доставке в полость через троакар. Рабочая длина тубуса 150 мм. Рабочий диаметр тубуса 5 мм. Пластиковый проводник с пропущенной внутри него хирургической нитью, выполняет функцию толкателя узла. Рабочая длина проводника 370 мм.
Общество на складе имеет аналогичную продукцию иных производителей, в том числе производства ООО "ЭСТЭН", "Джонсон и Джонсон" "Ковидиен" все производители выпускают данный материал с аналогичными параметрами: Тубус прозрачный, для контроля положения петли при доставке в полость через троакар. Рабочая длина тубуса 150 мм. Рабочий диаметр тубуса 5 мм. Пластиковый проводник с пропущенной внутри него хирургической нитью, выполняет функцию толкателя узла. Рабочая длина проводника 370 мм, являются стандартными и не отличаются у иных производителей.
Кроме того, претензий по качеству от Заказчика не поступало.
Согласно ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, комиссия Саратовского УФАС считает, что признаки недобросовестности в поведении и действиях ООО "Элмас" отсутствуют, общество не имело умысла на уклонение от исполнения контракта, а наоборот предпринимало все возможные действия, направленные на его исполнение, оплатив при этом пени за просрочку исполнения контракта.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "ЭЛМАС" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "ЭЛМАС" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БАЛАКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" в отношении ООО "ЭЛМАС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 8 ноября 2023 г. N 64-303
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023