На основании пункта б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) в связи с поступившим обращением МТУ Ространснадзора по ДФО (вх. от 25.10.2023 N 4083-эп/23) о проведении проверки на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе в отношении закупки, проводимой Автономным учреждением Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" (далее - АУ РБ "Авиалесохрана", заказчик), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 13.11.2023 N 69/23, инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:<_>
в присутствии в режиме видеоконференцсвязи представителя Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" (далее - Заказчик) <_>,
проведя проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе Автономным учреждением Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" при проведении электронного аукциона: "Оказание авиационных транспортных услуг на среднем вертолете с экипажем для проведения работ по тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов", проведения воздушных тренировок и летной подготовки работников парашютно-десантной пожарной службы Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2023 году", извещение N 1002500003323000012,
У С Т А Н О В И Л А:
Из обращения МТУ Ространснадзора по ДФО следует, что при проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) выявлены факты привлечения Заказчиком к осуществлению авиационных работ в области гражданской авиации исполнителя (Федеральное государственное бюджетное учреждение "Красноярский комплексный авиационно- спасательный центр МЧС России") в отсутствие разрешительных документов - сертификата эксплуатанта. Просит принять меры в рамках имеющихся полномочий.
Заказчиком даны пояснения согласно письменному отзыву на обращение. Из пояснений следует, что ФГБУ "КРАСНОЯРСКИЙ КАСЦ МЧС РОССИИ" предоставлены необходимые в соответствии с извещением о закупке документы, в соответствии с этим, у комиссии АУ РБ "Авиалесохрана" отсутствовали основания для отклонения заявки ФГБУ "КРАСНОЯРСКИЙ КАСЦ МЧС РОССИИ". Возможность привлечения ВС государственной авиации установлена исходя из следующего. Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию (статья 20 Воздушного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения, указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения. Требования статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации об обязательной сертификации и аттестации распространяются только на гражданскую авиацию. ФГБУ "КРАСНОЯРСКИЙ КАСЦ МЧС РОССИИ" призвано выполнять такую государственную задачу, как участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, которая, среди прочих, упомянута и в пункте 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15.11.2016 г. N 597 (далее -Порядок N 597), авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; - доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно. Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно (п.5 порядка N 597). Согласно техническому заданию к предмету контракта отнесено оказание авиационных услуг, а именно: мониторинг пожарной опасности (цели проведения мониторинга пожарной опасности: своевременное обнаружение и учёт лесных пожаров; выявление нарушений правил пожарной безопасности в лесах; оповещение органов государственной власти и органов местного самоуправления о пожарной обстановке в лесах и нарушениях правил пожарной безопасности); выполнение контрольно-проверочных полетов и тренировочных прыжков с самолета; доставка парашютистов - пожарных, десантников - пожарных, грузов к местам тушения лесных пожаров и обратно, с возможностью схода для тушения дымовых точек и мест лесных пожаров. Таким образом, авиацию, используемую организацией, входящей в структуру МЧС России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе авиационных работ по охране лесов от пожаров, следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации. Согласно пункту 334 ФПА N 275 к специальным авиационным работам относятся тушение пожаров, а также ведение пожарной разведки и мониторинга местности. Указанные Федеральные авиационные правила являются действующими. Необходимо ответить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 ФАП N 275 включен в Перечень нормативных правил актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 N 801 "О службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации" Минобороны России совместно с МВД России, МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими государственные воздушные суда, предписано утвердить порядок взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации. Во исполнение данной нормы совместным приказом Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардии, ФТС России, ФСО России, Роскосмоса и ДОСААФ России от 18.12.2017 N 787/578/726/530/2003/744/436/172 утвержден Порядок взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации, которым (с участием ДОСААФ России) установлена организация взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности полетов государственных воздушных судов в Российской Федерации. Действующее законодательство, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях", не содержит запрета на осуществление государственной авиацией авиационных работ. Напротив, как уже отмечалось выше, согласно пункту 334 ФПА N 275 к специальным авиационным работам относятся тушение пожаров, ведение пожарной разведки и мониторинга местности.
Инспекция Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные документы, установила следующее.
10.02.2023 на официальном сайте в Единой информационной системе (далее -ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона N1002500003323000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 007 944,50 рублей.
На участие в указанном аукционе подана 1 заявка (Федеральное государственное бюджетное учреждение "Красноярский комплексный авиационно- спасательный центр МЧС России"), по результатам рассмотрения единственной заявки аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки требованиям документации об аукционе.
06.03.2023 заключен контракт на оказание авиационных транспортных услуг на среднем вертолете с экипажем для проведения работ по тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов", проведения воздушных тренировок и летной подготовки работников парашютно-десантной пожарной службы Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" в 2023 году", цена контракта - 31 007 944,50 рублей.
08.11.2023 контракт расторгнут по соглашению сторон. Исполнителем оказаны услуги на сумму 14 865 628,01 рублей, по которым произведена оплата. На оставшуюся сумму потребность в оказании услуг у заказчика отсутствует.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в извещении, согласно которому:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Для ВС гражданской авиации:
- копия действующего сертификата эксплуатанта в соответствии с требованиями статьи 8 Воздушного кодекса РФ с указанием в спецификации, являющейся его неотъемлемой частью, разрешенного вида авиационных работ - лесоавиационные работы и воздушного судна;
- копия действующего сертификата(ов) летной годности ВС на используемое(ые) ВС.
Техническое задание содержит противоречащую извещению информацию: исполнитель должен иметь действующий сертификат эксплуатанта (внесён в реестр эксплуатантов) или разрешение на использование воздушных судов для выполнения авиационных работ, согласно Федеральным авиационным правилам производства полётов в Государственной авиации. Воздушные суда, представленные для выполнение работ должны быть внесены в спецификацию (неотъемлемое приложение) сертификата эксплуатанта Исполнителя.
ФГБУ "КРАСНОЯРСКИЙ КАСЦ МЧС РОССИИ" в составе своей заявки предоставил свидетельство о государственной регистрации государственного воздушного судна - вертолета Ми-8 от 20.11.2006 г. N 87.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по пунктами 1 8 части 12 статьи 48 основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 закона.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, частью 1 статьи 31 установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи частью 1 статьи 31 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об частями 1.1 2 2.1 осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ФГБУ "КРАСНОЯРСКИЙ КАСЦ МЧС РОССИИ" не были предоставлены необходимые в соответствии с извещением о закупке документы.
Заявка единственного участника аукциона не соответствует требованиям к участникам закупки (о соответствии законодательству Российской Федерации - п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона), таким образом, в действиях комиссии Заказчика имеется нарушение пункта 3 части 12 статьи 48, подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В связи с расторжением заключенного контракта основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом "б" части 3, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать аукционную комиссию Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" нарушившей пункт 3 части 12 статьи 48, подпункт а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Руководитель инспекции
Члены инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 15 ноября 2023 г. N 003/10/99-791/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2023