Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ------------- - заместитель руководителя Мордовского УФАС России;
члены Комиссии:
------------- - старший государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
--------------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии представителей:
государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" - ----------, действующей на основании доверенности N 23/23 от 02.02.2023 года, со сроком действия до 31.12.2023 года; -----------, действующего на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия N 221 от 01.09.2023 года;
директора государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - -------------, действующего на основании приказа Министерства финансов Республики Мордовия N 43-л от 22.04.2022 года;
акционерного общества "Дирекция строящихся объектов" - -------------, действующего на основании доверенности б/н от 26.09.2023 года со сроком действия 1 (один) год, участвующего в заседании комиссии посредством видео-конференсвязи;
рассмотрев 08.11.2023 года жалобу акционерного общества "Дирекция строящихся объектов" (далее - Заявитель, АО "ДСО") на действия государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" (далее - Заказчик, ГКУ "Управление капитального строительства Республики Мордовия") при проведении электронного аукциона N 0809500000323003544 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере образования "Новый корпус на 165 мест в МБОУ "Белозерьевская СОШ" Ромодановского муниципального района" (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 31.10.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика (вх.N5490-ЭП/23 от 01.11.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 02.11.2023 года NДМ/4380/23 рассмотрение жалобы назначено на 07.11.2023 года в 16 часов 30 минут.
02.11.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференцсвязи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: --------------).
07.11.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 40 минут 08.11.2023 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
10.10.2023 17:24 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) по заявке Заказчика размещено извещение N 0809500000323003544 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 340 062 360 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 18.10.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 18.10.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 20.10.2023.
Код бюджетной классификации Российской Федерации: 8040702027E152392414.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Образование" (федеральный проект "Современная школа").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2023 года N 1798-ЭА-23/ВР по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 18.10.2023 поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1986210; 1984946, признанные соответствующими требованиям об осуществлении закупки. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1, предложившего цену контракта 340 062 360,00 руб. (триста сорок миллионов шестьдесят две тысячи триста шестьдесят рублей ноль копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 4 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при заключении контракта после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт, или участником закупки, признанным уклонившимся от заключения контракта, не позднее даты заключения контракта.
В своей жалобе Заявитель просит признать незаконным решение ГКУ "Управление капитального строительства Республики Мордовия" о признании АО "ДСО" уклонившимся от заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере образования "Новый корпус на 165 мест в МБОУ "Белозерьевская СОШ" Ромодановского муниципального района", оформленное протоколом о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 31.10.2023 года.
Заказчиком, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N5567/23 от 03.11.2023 года), согласно которым считают данную жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, содержащий информацию, предусмотренную подпунктами "а" - "е" пункта 1 части 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Республики Мордовия" во исполнение требований части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке размещен 23.10.2023 10:42 (МСК). Следовательно, АО "ДСО", руководствуясь положениями части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, надлежало в срок до 23:59 30.10.2023 года разместить подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта, либо протокол разногласий, либо отказ от заключения контракта.
Однако АО "ДСО" в регламентированный срок - до 23:59 30.10.2023 года не совершены действия, указанные в части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заявителя проект государственного контракта не был подписан АО "ДСО" в установленный законом срок в связи с приостановкой заключения контракта по требованию контролирующего органа, так как в ФАС России рассматривалась жалоба ООО "------" (реестровый номер жалоба: ------).
Между тем, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Таким образом, АО "ДСО" в срок до 23:59 30.10.2023 года должны были быть совершены действия, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Не подписание АО "ДСО" контракта в регламентированный законом срок послужило основанием для признания Общества уклонившимся от заключения контракта в соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о правомерном принятии Заказчиком 31.10.2023 года протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Довод жалобы признан необоснованным
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупок согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В извещении о проведении Аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при выполнении работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, предъявляется требование о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Как отмечалось ранее, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 19.10.2023 года N 1798-ЭА-23/ВР по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 18.10.2023 поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1986210 (АО "Дирекция строящихся объектов"); 1984946 (ООО "-----").
Согласно дополнительным сведениям участниками закупки в качестве подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению N 2571 были приложены следующие документы:
1) государственный контракт N ---- от 29.12.2015 года на оказание услуг по осуществлению функций Технического заказчика (в том числе строительного контроля и авторского надзора) с выполнением строительно-монтажных работ и поставки оборудования по объекту: "Реконструкция научно-производственной базы и строительство корпуса для размещения клинико-токсикологического центра химической безопасности Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства" (г. Санкт-Петербург)", заключенный между федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства" и федеральным государственным унитарным предприятием "Дирекция строящихся объектов" на сумму 985 100 000 рублей (реестровый номер контракта: -----);
2) договор генерального подряда N ----- от 01.09.2021 года, заключенный между ООО "-----" и ООО "-----" на выполнение работ на объекте среднего общего образования на 400 мест, по адресу: Кингисеппский район, г. Ивангород, ул. Пасторова, д. 10, включая разработку проектной документации, подготовку рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ, поставку необходимых материалов, изделий, выполнение иных действий Генерального подрядчика, необходимых для выполнения работ по договору на сумму 355 818 915, 88 рублей (далее - Договор генерального подряда N ----- от 01.09.2021 года)
В ходе подготовки дела к заседанию комиссии Мордовским УФАС России 03.11.2023 года в адрес муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "----" (далее - МБОУ "-----"), общества с ограниченной ответственностью "-----" посредством электронной почты были направлены запросы (исх.NNДМ/4387/23, ДМ/4404/23) о подтверждении факта выполнения работ в соответствии с Договором генерального подряда N ----- от 01.09.2021 года.
03.11.2023 года (вх.N5562-ЭП/23) в адрес Мордовского УФАС России от МБОУ "-----" поступил ответ, согласно которому работы в соответствии с Договором генерального подряда N ---- от 01.09.2021 года не проводились.
Вместе с тем, представителем Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представлено письмо МКУ "----" МО "Кингисеппский район" Ленинградской области от 25.10.2023 года N 372/ТЕ, из содержания которого следует, что согласно результатам обследования, капитальный ремонт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ивангородская основная общеобразовательная школа N 2" с момента постройки, в 1963 году, не проводился.
Кроме того, представитель Уполномоченного учреждения сообщил, что указанную в письме МКУ "-----" МО "Кингисеппский район" Ленинградской области от 25.10.2023 года N 372/ТЕ информацию направил в адрес Заказчика письмом от 07.11.2023 года N 437-РМ/24.
Участвующий в заседании Комиссии Мордовского УФАС России исполняющий обязанности начальника ГКУ "Управление капитального строительства Республики Мордовия" ------- подтвердил получение данной информации в адрес Заказчика.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу акционерного общества "Дирекция строящихся объектов" на действия государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000323003544 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в сфере образования "Новый корпус на 165 мест в МБОУ "Белозерьевская СОШ" Ромодановского муниципального района" необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/104-714/2023.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/104-714/2023.
5. Материалы дела в правоохранительные органы для проведения проверочных мероприятий в рамках наделенных полномочий не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/104-714/2023.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражном суде в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 8 ноября 2023 г. N 013/06/51-716/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023