Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУСОН "ЦСПСД Петродворцового района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Грибковой Виктории Евгеньевны (далее - Участник, Исполнитель):. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27956-ЭП/23 от 01.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации перевозок микроавтобусом с управлением и технической эксплуатацией с января по август 2023 (извещение N 0372200046122000018),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации перевозок микроавтобусом с управлением и технической эксплуатацией с января по август 2023 (извещение N 0372200046122000018) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 956 540,08 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2022 N ИЭА2 победителем Аукциона признана ИП Грибкова В.Е.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Грибковой В.Е. заключен государственный контракт N 2А/23 от 02.12.2022 на сумму 1 946 757,37 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Грибковой В.Е.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по организации перевозок микроавтобусом и технической эксплуатацией с января по август 2023 (далее - Услуги) (п. 1 Контракта).
Согласно п. 3.1. Контракта оказание Услуг по Контракту осуществляется в период с 01.01.2023 по 31.08.2023, в соответствии с графиком оказания услуг (приложению N2 к Контракту) на основании заявок Заказчика.
В соответствии с п. 6.3.1 Контракта, Исполнитель обязан исполнить обязательства по Контракту в полном объеме, надлежащего качества и в установленные Контрактом сроки.
В период с 01.01.2023 по 31.08.2023 Исполнитель оказывал Услуги с нарушениями условий Контракта. Заказчик неоднократно направлял в адрес Исполнителя претензии с начисленными неустойками (Претензия от 21.03.2023 N 691/23, Претензия от 24.04.2023 N 893/23, Претензия от 29.06.2023 N 1256/23, Претензия от 03.08.2023 N 1469/23).
Начисленные неустойки по Претензиям согласно п. 7.4. Контракта, были удержаны из оплаты по Контракту с учетом уменьшения суммы выплаты, предусмотренной Контрактом, на сумму указанной неустойки. Также Заказчиком было направлено требование в ПАО "Банк УРАЛСИБ" об уплате по независимой гарантии, неустойки по Претензии от 03.08.2023 N1469/23.
Исходя из вышесказанного, Исполнитель нарушил п. 1.1, п. 6.3.1. Контракта, исполнял обязательства по Контракту с нарушением его условий.
В связи с вышеизложенным, на основании ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 1 ст. 782 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 31.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Оказание услуг ИП Грибковой В.А. по Контракту осуществлялось в период с 01.01.2023 по 31.08.2023. Обязательства по Контракту Исполнителем выполнены в полном объёме в соответствии с заявкой (исх. от 23.12.2022 N 3020/22) на оказание транспортных услуг, в указанный период и подтверждаются актами приемки оказанных услуг (N31 от 28.02.2023, N55 от 01.03.2023, N76 от 17.03.2023, N88 от 31.03.2023, N158 от 16.05.2023, N200 от 13.06.2023, N318 от 18.09.2023, N273 от 18.07.2023).
На каждую из Претензий Заказчика Участником были даны возражения о несогласии. В связи с этим Участник обратился в Арбитражный суд Санкт Петербурга и Ленинградской области (дело А56-96511/2023, А56-79010/2023, А56-103726/2023).
Также Заказчик 13.10.2023 направил в адрес Участника проекта соглашения о расторжении Контракта по соглашению сторон, который с стороны ИП Грибковой В.Е. не был подписан в связи с задолженностью за оказанные Услуги.
Участник считает, что существенные нарушения им не были допущены, обязательства в соответствии с п.п. 1.1, 6.3.1 Контракта исполнены в полном объёме, в рамках установленных Контрактом сроков оказания Услуг (с 01.01.2023 по 31.08.2023).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Грибковой В.Е. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником исполнены обязательства по Контракту на сумму 1 656 288,48 рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Грибковой В.Е. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Грибковой В.Е. (ИНН: 47070939226), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2023 г. N РНП-78-1542/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023