Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Экспертная компания" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28070-ЭП/23 от 02.11.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации стационарного отдыха на территории Российской Федерации в организациях отдыха детей и молодежи и их оздоровления, реализующих мероприятия по социальной адаптации, располагающихся на стационарной базе круглогодичного или сезонного действия, предусматривающей материально-техническую базу и иные условия для круглосуточного пребывания детей. (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 26.10.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005523000257. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 581 524, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащий требований к закупаемым услугам, ограничивающих количество участников закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возращениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены, в том числе, следующе требования:
Требования к территории организации отдыха:
- организация отдыха должна располагаться на территории Российской Федерации, удаленность организации отдыха не далее 150 км от Санкт-Петербурга;
- территория организации отдыха должна быть обеспечена целостным ограждением и искусственным освещением в темное время суток.
- наличие круглосуточной охраны на территории организации отдыха, включая соблюдение пропускного режима, внутреннего распорядка, охраны имущества и общественного порядка на территории организации отдыха.
- наличие физкультурно-оздоровительных сооружений: площадки для занятий физкультурой, оборудованные с учетом возраста детей (дети школьного возраста);
- наличие на территории организации отдыха приспособленных помещений культурно массового назначения, помещений для занятий и досуга детей.
- проведение перед началом работы организации отдыха мероприятий по борьбе с грызунами с организацией контроля качества проведенных обработок против грызунов.
- перед открытием смены проведение генеральной уборки всех помещений оздоровительной организации с применением дезинфицирующих средств.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что установленное Заказчиком требование к расстоянию, в пределах которого необходимо оказать закупаемые услуги значительно сокращает количество участников закупки.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что требования к закупаемым услугам установлены исходя из необходимости закупки услуг, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
В свою очередь, Комиссия УФАС отмечает, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в услугах, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый объект закупки наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем описанная им услуга превосходит по характеристикам аналогичные услуги, оказываемые на других территориях, представленные на рынке, и в связи с чем необходимо ограничить возможную территорию для их оказания. При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
Комиссия УФАС констатирует, что как верно указал Заявитель в своей жалобе, действующими нормативными актами Правительства Санкт-Петербурга, определяющими порядок организации отдыха детей и молодёжи и их оздоровление на период с февраля 2023 по январь 2024, не установлено ограничений относительно территории Российской Федерации, на которой должны быть оказаны указанные услуги по организации отдыха.
При этом Заявитель в своей жалобе указал, что на территории Российской Федерации, удаленностью более 150 км от Санкт-Петербурга, также имеются организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления, полностью отвечающие требованиям Заказчика, в подтверждение чего Заявителем представлен Реестр организаций отдыха детей и молодежи, расположенных на территории Новгородской области, сформированный Министерством образования Новгородской области.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил информацию, опровергающую довод Заявителя о том, что установленное им ограничение к территории оказания услуг не основано на нормах действующего законодательства и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком требования к территории оказания закупаемых услуг ограничивают количество участников закупки, что противоречит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушает положение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экспертная компания" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, котировочной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 ноября 2023 г. N 44-4537/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2023
Решением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 4 июня 2024 г. по делу N А56-12049/2024, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2024 г. N 13АП-22864/24 настоящее решение признано недействительным